На слуху родителей школьников этот термин появился где-то лет десять тому назад, довольно давно, и большинством был принят негативно. Родители сразу почувствовали, как от этих слов дохнуло холодом на их детей…
Внедрение концепции предоставления образовательных услуг означало не только коммерциализацию нашей системы образования, превращение её в очередное государственное коммерческое предприятие, крайне монополизированное и оттого неповоротливое и неэффективное. За этим стоит нечто большее.
Фактически речь идёт о смене приоритетов школы – если раньше приоритетом можно было считать подготовку молодых людей к будущей взрослой жизни, то теперь цель образовательной системы – заработать как можно больше на клиентах. Здесь даже образованием и педагогикой не пахнет. Чувствуете? Очередной бизнес-проект – вот и вся школа.
Из концепции школы упущено самое главное – ребёнок, любовь, забота о развитии, о будущем.
Можно, конечно, возразить на это, что высокое качество образовательных услуг предполагает вышеперечисленное – в смысле, заботу о детях, о клиентах и т.д. Но не стоит обманывать друг друга – цели, приоритеты определяют наши шаги. Одно дело угостить человека, желая ему добра, от душевной щедрости, а другое в надежде, что он потом у Вас что-то купит, закажет пару хорошо оплачиваемых уроков. Это будет чувствоваться, считываться в каждом жесте, взгляде, словах.
Впрочем, государству не до тонкостей. И вот, уже закрываются школы в сёлах и малых городах, как нерентабельные, меняется система оплаты учителей в зависимости от объёмов предоставленных услуг, в результате чего учителя уходят сами из малокомплетных школ, учителям становится невыгодно давать знания на уроках, поскольку тогда, какой смысл в репетиторских услугах – это платная часть, система контроля знаний породила целую индустрию для её прохождения – от выпуска специальных учебных пособий “уважаемыми издательствами” до многочисленных курсов подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и… даже ВПР – одно из недавних коммерческих изобретений в этом направлении.
Я не против коммерции, но есть хороший принцип “Кесарю кесарево, Богу богово”, и школа, дети всегда были ближе ко второму. Образовательные услуги и школа – вещи разные, и что самое парадоксальное – они останутся разными, потому что у каждого из этих понятий есть своя суть.
Превратив школы в очередное монополизированное коммерческое предприятие, государство создало фактически нишу, ибо “свято место пусто не бывает”. Что будет школой для наших детей? Где то место, где они действительно будут учиться жить, где их любят, о них заботятся, где в любви и заботе они будут расти и развиваться? Где это место? Оно обязательно найдётся – будьте уверены. Но мы, родители, во многом способны повлиять на это. Слава Богу, это зависит именно от нас, а не от тёти или дяди из министерства.