Т-34 был развитием серии танков БТ, на смену БТ-7 планировали опытный колесно-гусеничный А-20, но со временем стало ясно, что комбинированный движетель не выгоден, ресурс гусениц уже позволял выпускать чисто гусеничные машины, был создан другой опытный образец А-32.
Сочли более перспективным А-32 и отправили на доработку. Он и стал потом Т-34.
По компоновочной схеме Т-34 имеет трансмиссию сзади. Какие из этого вытекают преимущества и недостатки.
Следует сказать, что такое вообще компоновка.
«Компоновкой танка называется взаимное размещение в забронированном объеме машины отделений и танка и рабочих мест экипажа, расположение вооружения, силовой установки, агрегатов, механизмов и систем танка. Общая компоновка характеризует число и взаимное положение отделений танка, размещение экипажа, конструкцию корпуса и башни машины».
Главная задача компоновки обеспечить высокие боевые и технические характеристики танка при возможно малой массе и габаритах. Основным путем к этому является уменьшение внутреннего забронированного объема машины, но без стеснения экипажа и снижения боевых показателей танка.
По положению трансмиссионного отделения различают две основные общие компоновки: с носовым и кормовым расположением трансмиссии. На немецких и американских танках трансмиссия располагалась спереди вместе с отделением управления, что позволяло или уменьшить длину танка, или при той же длине увеличить объем боевого отделения. Облегчалось размещение башни и оставалось место для люка водителя на подбашенном листе корпуса. Простой была конструкция приводов управления, удобным – обслуживание агрегатов трансмиссии.
Но за это приходилось платить увеличенной высотой машины, приближавшейся к 3 метрам. Под полом боевого отделения приходилось пускать карданный вал, плюс заряжающий должен был стоять в полный рост. Носовая часть не могла быть защищена бронеплитами с большими углами наклона, из-за большой высоты агрегатов трансмиссии. К тому же была опасность поражения ведущих колес и впереди расположенных бортовых передач.
Было сложно осуществлять охлаждение трансмиссии, трудно монтировать и демонтировать агрегаты трансмиссии из-за приваренных носовых и подбашенного листов.
У советских танков кормовое расположение трансмиссии, что позволяет втрое снизить высоту полка боевого отделения и существенно уменьшить общую высоту танка. Носовой части корпуса можно придать удобную форму с углом наклона свыше 60 градусов. Бортовые передачи и ведущие колеса находятся сзади, что уменьшает возможность их поражения. Экипаж отделен от агрегатов трансмиссии и двигателя перегородкой. Облегчен демонтаж и монтаж агрегатов трансмиссии, бронелисты крыши МТО съемные.
Есть и недостатки, увеличивается длина танка или сокращается длина боевого отделения. Башня перемещается вперед, из-за длины МТО, перегружаются передние катки, места для люка водителя на подбашенном бронелисте не остается.
У Т-34 пришлось вырезать люк водителя прямо в переднем наклонном бронелисте, что ослабило снарядостойкость самой ответственной детали бронекорпуса. На Т-44 двигатель повернули поперек корпуса, что позволило увеличить длину боевого отделения»
(Танки и танковые войска. /Под общ. Ред. А. Х. Бабаджаняна. М., Воениздат, 1980. С. 50 – 51, 57 – 60).
Т-34 был разработан в 1939 г. КБ-24 завода № 183 (паровозостроительного) в Харькове под руководством М. И. Кошкина. На вооружение он был принят 19 декабря 1939 г. ещё до войсковых испытаний опытных образцов. Серийное производство началось на заводе № 183 летом, а на Сталинградском тракторном – осенью 1940 г. До 1 июля 1941 г. силами обоих заводов было изготовлено 1225 танков (из них 294 на СТЗ).
Т-34 образца 1940 г. имел боевую массу – 26,8 тонн, 76,2-мм пушку и два 7,62-мм пулемета, 500-сильный V-образный дизель В-2 и дифференцированную, гомогенную 45-мм (верхний лобовой лист) броню МЗ-2 расположенную под наклоном 57 º, что увеличивало толщину листа до 90 мм.
На 435 танках установили спаренную с пулеметом 76,2-мм пушку Л-11, её бронебойный снаряд пробивал на 500 м 55 мм броню, расположенную под углом 60 º. В боекомплект входили 77 бронебойных и осколочных унитарных выстрелов.
С октября 1940 г. на каждом втором танке, вместо сварной башни из листов 45 мм стали устанавливать литую башню со стенками 52 мм. Емкость топливных баков увеличили с 455 л до 640 л, затем ввели четыре дополнительных наружных бака общей емкостью 140 л. Запас хода составил 300 км по шоссе. Производилось и множество других конструктивных изменений.
С марта 1941 г. начался выпуск танка с 76,2-мм пушкой Ф-34, боекомплект составил до 100 выстрелов, вес составил 28,12 тонн.
На базе танка был разработан проект артиллерийского тягача АТ-42, установка огнемёта и оборудования для дымопуска. В апреле 1941 г. на танк хотели установить спаренные 23-мм или 37-мм зенитные пушки, 240-мм миномет. В мае-июне 1941 г. на танке проходили испытания 57-мм пушки ЗИС-4 завода № 92 (Отечественные бронированные машины. Т. 1. с. 129 – 131).
Коренными недостатками Т-34 являются: заднее расположение двигателя, который к тому же стоял вдоль корпуса, башня сдвигалась вперед, люк механика водителя пришлось из-за этого расположить крайне неудачно в лобовом листе, что снижало броневую защиту. Теперь выстрел в этот люк гарантированно убивал механика-водителя. Рядом почему-то располагалось «яблоко» пулемета, которое также легко вбивалось внутрь.
Из-за рациональных углов наклона брони внутреннее пространство значительно уменьшалось и экипаж действовал в жуткой тесноте. К тому же, если бы война повременила, могли установить в Т-34 вместо 76-мм пушки новое 57-мм орудие, которое было меньше по габаритам и обладала не меньшей бронепробиваемостью.
Как у всей техники Страны Советов у танка были большие щели. Во время дождя вода затекала внутрь, чтобы этого не произошло, экипажу выдавали большой брезентовый полог. Зимой через щели поддувало.
Появление на поле боя Т-34 сопровождалось столбом пыли и диким ревом двигателя, так как выхлопные патрубки были направлены вниз и к тому же не комплектовались глушителями (Исаев Я дрался на Т-34).
Командир танка был вынужден одновременно выполнять функции наводчика и командира, что существенно затрудняло управление танком и вверенным ему подразделением.
Достоинством танка была вера в него экипажа. Действительно после лёгких БТ и Т-26 танк державший по крайней мере в лоб помимо противотанковых ружей ещё и основной калибр немецких противотанковых пушек был особо ценен. Хотя помимо брони, Т-34 должен был маневрировать на поле, не давая себя просто так подбить.
Спасибо за прочтение. Всего хорошего.