Найти тему
Теодорычевы байки

Лабух. 5. Военный дирижер

Первый рассказ цикла Лабух здесь.

Однажды наш учитель, дирижер и воспитатель Павел Карлович (ПК) привел к нам на репетицию оркестра старого полковника со знаками лиры на погонах. На репетицию он в принципе мог привести кого угодно, но на этот раз попросил постараться. Мы, естественно, не понимали в чем дело и постарались. Играли мы самые сложные вещи и, на мой взгляд, сыграли довольно хорошо.

Военный дирижер. Фото с сайта https://photoclub.by  автор Шипулин Игорь.
Военный дирижер. Фото с сайта https://photoclub.by автор Шипулин Игорь.

У военного полковника было вытянутое неулыбчивое лицо с постоянным видом: «что-то Вы тут не дорабатываете». Короче, он нам не понравился. Какое же было у нас у всех удивление, когда ПК на следующий раз радостно нам сообщил, что этот хмурый дядька – военный дирижер сводного оркестра вооруженных сил СССР вышел в отставку и теперь согласился быть нашим дирижером. Народ глухо зароптал, потому что ПК и есть лучший дирижер, а другого нам не надо.

ПК жестом остановил всякие возражения и пояснил, что остается нашим воспитателем, а этот полковник сделает из нас больших музыкантов. Забыл я его фамилию, так что буду называть его Полковник, кстати, за глаза мы его так и звали.

Детский духовой оркестр. Я справа - играю на валторне. Фото из личных источников.
Детский духовой оркестр. Я справа - играю на валторне. Фото из личных источников.

Первым делом Полковник сказал, что наш репертуар ни к черту и на первое же занятие принес танец восставших басков из балета «Пламя Парижа». Мы не привыкли к таким сложным вещам, а он только покрикивал на нас и требовал держать темп и не фальшивить. В этом произведении очень сложная партия первого корнета. Его сольный выход начинался с соль второй октавы, так, что в этой партии киксовали (промахивались мимо ноты) даже профессионалы, что уж тут говорить о детях.

Когда мы репетировали Полковник не ругался, но делал ужасную мину, как будто бы съел дохлого мыша и умудрялся показать, кем он конкретно не доволен своей дирижерской палочкой. Полковник никогда не ругал нас и не хвалил. Но «Пот» из нас он выжимал мастерски. За три месяца у нас полностью сменился репертуар. Теперь в репертуаре были великолепные переложения симфонических произведений, и не осталось даже следа от «детских» произведений.

Весной следующего года Мы участвовали в конкурсе «Музыкальная весна Москвы» и победили всех. Интересно, что в Жюри сидел очень известный в ту пору трубач Владимир Чижик. Он решил, что его разыгрывают и за кулисами первую партию корнета играет профессионал. Чижик попросил привести того парня, который в танце с саблями играет соло. Пришел наш первый трубач Витя – парень тринадцати лет. И прямо перед комиссией полным звуком сыграл соло из балета «Пламя Парижа».

Еще о Владимире Чижике читайте здесь.

Некоторое время вся комиссия сидела пораженная, а потом Чижик встал, церемонно поклонился нашему Вите, пожал ему руку и сказал: «Высокий класс, коллега». После этого за два года мы оторвались от прочих детских коллективов настолько, что ходили разговоры, что нас перестанут допускать на детские конкурсы, поскольку мы профи.

Но через два года Полковник умер. Мы проводили его в последний путь, до самой могилы и вдруг поняли, что все его очень любим. Странная метаморфоза произошла по отношению к полковнику, который никогда нас не хвалил. Играть на похоронах нам не дали. Там стояли подтянутые военные музыканты и играли траурные марши.

После смерти полковника в течение двух лет наш оркестр скатился на уровень обычного детского коллектива. Эффект Полковника заключался вовсе не в том, что он был нелицеприятным и махал дирижерской палочкой.

Мало кто из слушателей представляет истинную работу дирижера. Вся его работа происходит на репетициях. Музыканты, следуя его указаниям, фактически трактуют музыкальное произведение в соответствии со вкусами Маэстро. Если Маэстро хороший музыкант, то оркестр звучит хорошо, а если это вовсе не Маэстро, то тот же оркестр звучит из рук вон плохо.

Однажды я, в составе оркестра ЦДРИ, участвовал в конкурсе молодых дирижеров. Нам всем выдали цветные карандаши, чтобы мы могли отметить в партии указания каждого дирижера своим цветом. Играли мы одну и ту же вещь «Озорные частушки» известного композитора Родиона Щедрина. Оркестр был тот же самый. Но после исполнения всех вариантов подряд, победитель был очевиден даже для нас самих.

Центральный дом работников искусств. Фото из открытых источников.
Центральный дом работников искусств. Фото из открытых источников.

Наш Полковник был большой музыкант и делал большую музыку. Но самое главное достижение Полковника это то, что я сейчас умею отличать большую музыку от мелкой, включая песни Киркорова, и насвистывание сквозь зубы.

Не могу удержаться, и приведу в память о Полковнике слова песни «Дирижеры военные». Музыка: Б.Фиготина. Слова: Ф.Лаубе.

«Дирижеры военные, капельмейстеры бравые,
С давних лет служба в армии стала вашей судьбой.
В Измаиле с Суворовым, и с Петром под Полтавою,
А военная музыка — на парады и в бой!

И вот, как встарь, давая всем пример,
На фланг, всегда подтянутый, выходит офицер.
Оркестр и он стоят лицом к лицу,
И музыка военная играет на плацу.

Дирижеры военные взгляд задумчиво хмурили,
Сочиняли урывками, забывая о сне.
Марш «Славянки прощание», вальс «На сопках Маньчжурии»
Песню гнева и мужества о священной войне.

Дирижеры военные, ваши руки волшебные,
Взмах — и звуки бравурные полетят в небосвод.
Это красная конница мчится рысью победною,
И парад сорок первого к дню победы ведет».

Уважаемые читатели ЗДЕСЬ, Вы можете скачать все байки целиком, в том числе еще и не выложенные в оригинальном варианте и без Дзен цензуры.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал, и если Вам понравились байки, то ставьте «лайки».

С уважением, Лолейт А.Т.

Читайте предыдущий рассказ " Лабух. 4. Партийные игры" здесь.

Читайте следующий рассказ "Лабух. 6. Хорошему музыканту ... ничего не мешает" здесь.

Об авторе баек читайте здесь.