Все мы взрослеем, рано или поздно, так или иначе, хотим мы того или нет. Все мы вырастаем из коротких штанишек прошлого. В том числе - и как грибники. Вырастаем мы из своих корзинок и кастрюлек. Хочется поднять отношения с грибами, с лесом вообще, на новую высоту, но как? И тут нам на глаза попадается чей-то красочный фотоотчет. И ничего, что на большей части фото "какие-то поганки" - красота зато какая!
Так мы ступаем на скользкую дорожку. И первое, за что мы на этой дорожке хватаемся - это смартфон. Но, как ни странно, аппарат, который отлично снимал памятник на фоне ковра, с грибами справляется как-то не очень. Стыдно даже сказать, как. Потом мы хватаемся за свою любимую зеркалку и выясняем, что с ее помощью очень удобно делать высокохудожественные фото, но грибам нужно что-то другое. И мы начинаем выбирать фотоаппарат специально для съемки грибов.
Есть у меня такая традиция - выбираю новый фотоаппарат перед началом каждого сезона. Иной раз даже покупаю.
Необходимое предуведомление
Я очень плохой фотограф. Вы могли бы заметить, что в большинстве случаев я иллюстрирую свои статьи снимками уважаемых пользователей форума "Грибы Средней Полосы". Но как плохой фотограф я отлично знаю, чего делать не стоит, и какой фотоаппарат подходит для съемки грибов хуже всего. Так что если у настоящего фотографа при чтении этой статьи пойдет кровь из глаз, имейте в виду - я вас предупреждал."Лекция для трудящихся".
1. Эргономика
В хорошие времена я бродил по лесу со своим верным Pentax K110, вооруженным макрообъективом Sigma 50 мм в "пленочном" эквиваленте (75 мм фактически). Хорошие времена были непростыми. Тяжелая зеркалка плюс монументальный штатив занимали в начале похода пол-корзины, а в конце - целый рюкзак. Останавливаясь у перспективного гриба, надо было снять рюкзак, присоединить штатив к камере, зафиксировать камеру в условиях пересеченной местности под ураганным огнем комаров, сделать необходимые настройки (диафрагма от 13, выдержка от 1 секунды) и задать спуск по таймеру. Очень немногие находки стоили такой самоотверженности.
Вывод: грибной фотоаппарат должен быть портативно-карманным и позволять делать с рук как минимум половину кадров. То есть: компакт (и даже ни в коем случае не "суперзум"), и не слишком большая (физически) матрица. Именно размеры матрицы определяют глубину резко отображаемого пространства. Чем меньше матрица, тем глубже резкость. Чем больше матрица, тем качественнее изображение. Все на поиски золотой середины!..
2. Качество
В не столь хорошие времена я бороздил леса с "мыльным суперзумом" от Canon. Размер матрицы 1:2/3 (с детский ноготок) позволял снимать грибы с рук даже с таким дрянным объективом. Съемка превратилась в сплошное удовольствие - недовольны были только комары. Да и разборка фотоматериалов не занимала слишком много времени: подавляющее большинство снимков обрабатывалось кнопкой DEL.
Интегральное качество грибного фото - это, в первую очередь, физический размер матрицы плюс качество объектива. Матрица 1:2/3 (все бюджетные "мыльницы") кошмарным образом сказывается на детализации снимка. В камерах чуть дороже, где оптика уже более-менее ничего, это не так заметно. Но всё же "от осинки не родятся апельсинки", и мелкая матрица в лесу - это тупик.
Вывод: отказать к рассмотрению моделям с матрицей меньше дюйма, с бюджетными (да и вообще любыми) "суперзумами", со светосилой на нижнем конце хуже (численно выше) чем F2. Маркетиновые "мегапиксели" - показатель нерелевантный.
3. Труды и результаты
Съемка мелкого объекта, каковым, увы, является наш обычный гриб, предъявляет особые требования к глубине резкости. Изящное "бокэ" - для эстетов; натуралистам нужна максимальная глубина. Глубина резкоотображаемого пространства (ГРИП) зависит от многих факторов: от площади матрицы, от расстояния до объекта, от фокусного расстояния объектива, от текущего значения диафрагмы. В целях самообразования можно набрать в "Яндексе" запрос типа "как рассчитывается ГРИП" и обогатить себя знаниями. На практике достаточно зажать диафрагму поуже (актуальное значение зависит от камеры и расстояния до объекта, от 8 до 16) и...
И если это светлая опушка, снимать можно с рук. А если это темный бородатый ельник, то без штатива не обойтись - выдержка при закрытой диафрагме получится отнюдь не ручная. Установить камеру, поймать гриб в видоискатель, выбрать режим приоритета диафрагмы, поставить ее на 13 или 16, спуск по таймеру (чтобы при нажатии кнопки не смазалась картинка) - и знай себе гоняй комаров, пока фотоаппарат трудолюбиво попискивает и помигивает.
Но между солнечной опушкой и бородатым ельником еще тьма градаций. И если каждый найденный гриб будет требовать танцев вприсядку, энтузиазм у начинающего грибного художника иссякнет очень быстро. Да и комары. Желательно, чтобы как минимум половину кадров можно было бы делать с рук. (И потом не стирать, проклиная.)
Вывод: не замахиваться на большие высокохудожественные матрицы; APS-C, применяемая в дорогих "компактах" и дешевых "зеркалках", всем хороша, но при работе в лесу строго требует длинных выдержек. Наш выбор - один дюйм.
4. И о прекрасном
Если какой-то сведущий в фотографическом искусстве человек дочитал статью до этого места, и у него еще не вытекли глаза, предупреждаю: хватит искушать судьбу, остановитесь, пока не стало слишком поздно. Ибо речь сейчас пойдет о безупречных пропорциях.
Все знают, что если человека снять на телеобъектив, нос будет шире лица. Если снять широким углом - выйдет плоско и скучно, как второстепенный элемент пейзажа. Не случайно фокусное расстояние хорошего портретного объектива составляет 50-60 мм в пленочном эквиваленте. Именно так картина получается ближе всего к тому, как видит ее нормальный человеческий глаз.
Вывод: хотите красивых пропорций - снимайте на "портретном" фокусном расстоянии. Для матриц APS-C (кроп-фактор 1,5) это будет где-то 35-40 мм. Для дюймовых матриц (кроп-фактор 2,7) "портретное" фокусное расстояние составит 20-22 мм. Мелкие матрицы мы договорились не рассматривать. Следовательно, свои лучшие качества фотоаппарат должен проявлять, когда объектив с переменным фокусным расстоянием установлен примерно в это положение, плюс-минус барликорн. А не "вообще" (производители-то как раз любят приводить характеристики для своей продукции в положении "вообще").
5. Еще немного, еще чуть-чуть...
Последние два фактора, которые следует учитывать при выборе первого своего лесного фотоаппарата между собой совершенно не связаны. Это:
- Наличие поворотного экрана. Поверьте, вы это оцените. Когда наползаетесь в мокрых кустах, клещам на радость и муравьям на горе - оцените. Впрочем, с хорошим поворотным экраном ползать особенно и не придется, так что поверьте на слово. Мелочь, а того стоит.
- Запись в формате RAW. Помните: хороших JPEG-конверторов в бюджетных камерах нет. Некоторые считают, что преобразование специально проводится некачественно, чтобы люди покупали "зеркалки". Я в это не верю. По-моему, производителям просто плевать. Так или иначе, хочешь сделать что-то хорошо - сделай это сам. Снимай в RAW, конвертируй в JPEG на основе собственного цветового профиля, и результат будет совершенно "зеркалочным".
6. Что же скажет купечество?
Вооружившись богатым опытом ошибок и разочарований, мы составили членосборный портрет "лесной" фотокамеры. Это:
- Компактный аппарат карманного формата;
- Матрица площадью один дюйм;
- Достаточно светосильный объектив (F2, в идеале F1.8 на коротком конце) без всякого "суперзума";
- Экран, поворачиваемый в разных плоскостях, запись снимков в RAW-формате.
Выбранный аппарат мы протестировали на "зуме" 20-25 мм (50-60 в пленочном эквиваленте) и нашли вполне пригодным для полевой работы. Осталось только денег найти. 25-30 тысяч за всецело подходящую модель. Производитель что-то не спешит переводить мне гонорар за такую бодрую рекламу, так что о конкретике я пока помолчу.
Да вы легко догадаетесь и сами. В этом диапазоне выбор невелик.
...В августе не такого уж далекого 1998 года я бродил по смешанному елово-березовому лесу в окрестностях Наро-Фоминска и собирал свои любимые черные грузди. Кажется, это был последний год, когда удалось набрать их досыта. Сначала я набрал полную корзину. Это была большая корзина! Потом я набрал полный мешок. Не пакетик, заметьте. Мешок. А чернушки всё не кончались. Тогда я снял с себя куртку, завязал рукава, набрал и ее. Рук не хватало, перемещал добычу короткими переходами по двадцать метров. Лес густой, несколько раз чуть всё не потерял. Потом заблудился. Слышу со все сторон лай собак, стук молотков и мат мужиков, иду, иду, и никакого просвета. А чернушки всё попадаются. И темнеть уже начинает. Выбрался к ночи, до утра чистил и думал, думал. Что-то надо менять.
Вот, поменял. В лес хожу, как правило, с фотоаппаратом и маленьким пакетиком. Так гораздо лучше. В отличие от грибов, неразделанный фотоматериал может валяться на диске много лет, ничуть от этого не портясь.
Что еще почитать?
- Фотоаппарат для съемки грибов. Марафонская тема. Техника развивается быстро - большинства обсуждаемых моделей давно нет на свете, и читать лучше по меньшей мере с середины. Там же можно и задать свой вопрос.