Беларусь стала самостоятельным субъектом геополитики после развала Советского Союза. Понятно, что самостоятельность - это довольно громкие слова для малых государств, де-факто эта самостоятельность заключается в свободном выборе государства-попечителя для Беларуси.
У Беларуси достаточно выгодное положение для проведения внешней политики, поскольку она находится между НАТО и Россией, что позволяет ей производить манёвры между этими блоками, извлекая максимальную выгоду. Ранее, лидер Беларуси А.Г. Лукашенко стремился к объединению с Россией в одно государство. Это было обусловлено тем, что рейтинг Лукашенко был гораздо выше рейтинга тогдашнего президента РФ Б.Н. Ельцина и Лукашенко вполне мог бы занять пост президента нового союзного государства. Однако сегодня, когда рейтинг Путина в России довольно высок и нет никакой политической фигуры, которая была бы способна победить его на российских выборах, этот манёвр потерял смысл для президента Беларуси.
Теперь Лукашенко отстаивает независимость Беларуси, говоря красивые слова о том, что белорусы готовы умереть за свою свободу. Но на чём же строится независимость Беларуси в данный момент?
Национальное самосознание беларусов остаётся на довольно низком уровне. Белорусский язык является полумёртвым и используется меньшинством населения страны, абсолютное большинство населения говорит по-русски. Несмотря на то, что Беларусь смогла сохранить значительную часть промышленности, которая ей досталась от Советского Союза, у нового белорусского государства не хватает средств на постоянную модификацию и даже на банальную амортизацию (т.е. ремонт и поддержание в строю) собственной промышленности. Связано это с тем, что оставшаяся в наследство советская промышленность была рассчитана на общий советский рынок, где Беларусь играла скорее роль сборочного конвейера. Кроме того, поскольку Беларусь находится под санкциями многих европейских государств, она де-факто не может торговать с Европой. Да и всерьёз говорить о конкуренции промышленной продукции с Германией не приходится, а вот конкуренцию в рамках сельского хозяйства с Польшей действительно останавливают именно санкции.
Но тут у Беларуси остаётся два козыря: нефтяные и газовые трубы, которые идут через её территорию и "братские отношения" с Россией. Беларусь просто получает нефть и газ по очень низкой цене, часть нефти перерабатывается и продаётся, а часть перепродаётся на запад даже без переработки (!). Именно благодаря этому механизму Беларусь существует, если вдруг Россия перестанет продавать нефть по низким ценам для "братского народа", то белорусская экономика потерпит крах. Кроме того, если вдруг Россия перестанет закупать белорусские товары или наложит на них пошлины, то белорусская экономика и вовсе может прекратить своё существование как таковая, ведь доля России в экспорте Беларуси составляет по разным оценкам от 80 до 85%.
В таких условиях Беларусь не может слепо надеяться на добрую волю "старшего брата", поэтому она бесконечно заигрывает с США и ЕС. И, как показывает практика, не зря. Последний конфликт между Россией и Беларусью случился совсем недавно, в декабре-февраля 2019-2020 года, когда Россия отказалась продавать Беларуси нефть и газ по низкой цене. Россия сделала это принуждая Беларусь к продолжению объединения в рамках союзного государства. Момент, надо сказать, выбран крайне удачно, на 2020 год запланированы выборы президента Беларуси, что связывает руки Лукашенко, поскольку в случае отказа Беларуси от Российских условий, уровень жизни в Республике, безусловно, упадёт, что может негативно отразиться на результатах выборов. Лукашенко сначала заявляет, что для Беларуси дешевле будет покупать Российскую нефть у Польши, проложив ещё один трубопровод. Заявление это, разумеется, не имеет ничего общего с реальностью, но направлено на то, чтобы белорусский народ поверил, что условия России на самом деле чудовищные. Далее он начинает угрожать России тем, что начнёт осуществлять транспортный контроль на границе и "очередь машин выстроится от границы до кремля". При этом во всех заявлениях белорусский президент делает оговорку: "Но мы братские народы, надеемся, что старший брат одумается и всё будет как раньше" (цитата не прямая, является интерпретацией других цитат, смысл высказывания сохранён). Однако Россия непоколебима, она готова продавать Беларуси нефть лишь по общемировым ценам, что сильно ударит по Республике.
Тогда Лукашенко и разыгрывает свой козырь. В Беларусь пребывает госсекретарь США Майк Помпео и заявляет, что Соединённые Штаты готовы "обеспечить Беларусь нефтью на 100% по конкурентным ценам". Разумеется, что в таком случае американцы станут торговать с убытком для себя и компенсируют это геополитическими требованиями. Ну, например, военными базами НАТО под Витебском (около сотни километров до границы РФ). В таких условиях Россия немедленно сворачивает свои требования, президент Беларуси вылетает в Сочи, в резиденцию президента РФ, они встречаются и всем своим видом показывают, что это встреча не соперников, а давних друзей. Лукашенко и Путин даже сыграли в хоккей на той встрече, в одной команде, что интересно на льду также присутствовал сын белорусского президента, а с трибуны за этим действием наблюдал бывший премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Конфликт исчерпан, о ценах договорились, белорусская экономическая модель продолжает работу. Но как она будет работать, когда лидер РФ или РБ сменится, что случится, если запад в будущем откажет в поддержке Беларуси - это серьёзные вопросы, которые не имеют конкретного ответа.
Автор - Александр Штефанов.