В этом году у одного из моих по-настоящему и глубоко любимых композиторов ничего себе юбилей - 250 лет! Речь о Бетховене, а любимый он потому, что его музыка и жизнь - настоящая революция.
⠀
А чего ещё ждать от гения, который родился и жил в революционную наполеоновскую эпоху, когда люди рвались из-под церковных и государственных устоев к осознанию себя свободными личностями?
⠀
Творчество его невероятно обширно и многогранно: девять симфоний, пять концертов для фортепиано, струнные квартеты, сонаты, песни и опера. При этом полжизни человек боролся с глухотой!
⠀
Вместо приятных и лёгких мелодий Бетховен преподнёс слушателям серьёзные темы и идеи. Его музыка не успокаивает, а потрясает и возбуждает, заставляет сопереживать и чувствовать - чувствовать на полную катушку! И такой подход не был понят многими из его современников. Они расценили эту музыку как причудливую, странную, даже сумасшедшую. Зрители были недовольны, что их отрывают от сонной мечтательности и заставляют задуматься.
⠀
Предыдущие композиторы чётко разделяли тихие и громкие части. У Бетховена же переход от одного к другому происходит мгновенно. Звук энергичный, драматичный, бурный - как горный поток, а временами и Ниагарский водопад. Сила и мощь при безупречной гармонии.
Возьмём хоть ту же Лунную Сонату. Мы приучены к тому, что это ванильная ваниль и эдакий шлягер - а на самом деле? Что мы чувствуем, когда слушаем, а тем более играем, это потрясающее произведение, поднявшее форму сонаты на совершенно новую высоту? Ведь эта вещь с историей, и она совсем не "про Луну" - а про похороны любви и возрождение личности после глубокого кризиса - трансформация через бунт...
Когда Бетховена начала настигать глухота (примерно в 1796 году) - представьте, как он переживал такую чудовищную несправедливость. Потеря слуха была угрозой и сочинительству, и концертным выступлениям - то есть его единственным заработкам. В дневниках он писал, что чувствует, как мир ускользает от него. Он перестал встречаться с друзьями и появляться в свете, скрывая от всех болезнь.
Но всё изменилось, когда в его жизнь вошла новая любовь. 17-летняя аристократка итальянского происхождения Джульетта Гвиччарди приехала в Вену из провинции и, мечтая стать пианисткой, искала себе достойного учителя. Бетховен уже учил её кузин - и согласился давать уроки девушке. Лето 1801 года в венгерском замке Брунсвиков стало самым счастливым в его жизни.
Жизнерадостность, добродушие и общительность юной ученицы просто пленили композитора. Поначалу Джульетта отвечала взаимностью, но счастье оказалось недолгим. Эта "бойкая, кокетливая и пустая женщина", как описывают её историки музыки, быстро переключилась на другого - тоже композитора. По всей видимости, юную девушку быстро утомил непростой характер её гениального учителя, а его глухота и обезображенное оспой лицо тем более не вписывались в идеальную картину мира.
История этой любви - и есть бетховенская Соната для фортепиано №14, одно из самых известных произведений композитора. Лунной её назвал один из лучших друзей Бетховена, поэт Людвиг Рельштаб, уже после его смерти. Он сравнил музыку с тихой гладью Фирвальдштетского озера, по которому плывёт одинокая лодка под светом луны. Сам Бетховен шутил над сонатой, что это "Соната садовой беседки" - потому что досочинил её в саду у друзей.
И всё-таки Бетховен первым в истории музыки написал "похороны любви". Со всеми вытекающими эмоциями, мыслями и чувствами, сделав при этом первую часть настоящим гимном любви, а третью - гимном свободы, гнева и продолжения жизни. Это не музыка для развлечения и отдыха, а звуки восстания!
Возможно, ему порядком надоел незаконченный гештальт с бесконечно срывающимися из-за разницы в происхождении женитьбами (он так и не был женат).
Вот знаковые произведения Бетховена, которые стоит послушать и услышать ххзаново:
⠀
* Соната для фортепиано 14 ("Лунная") в исполнении Фудзиты Мао, Эмиля Гилельса и Генриха Нейгауза - сравните, как эту музыку по-разному чувствуют трое разных мужчин
Соната 17, Соната d-moll, "Буря" - настоящий психологический портрет композитора, отражение его борьбы с судьбой во всех сферах жизни. Навеяна "Бурей" Шекспира и не посвящена никому. По словам Ромена Роллана, произведение "представляет один из наиболее поразительных у Бетховена примеров прямой речи в музыке. Это он, он сам!"
Концерт 4 для фортепиано с оркестром -
не столько традиционное соревнование солиста с оркестром, сколько их вдумчивый и напряженный диалог. Необычно уже само начало концерта, который вместо привычной в то время экспозиции оркестра начинается с безмятежно-лирического фортепианного соло. Традиционная виртуозность полностью сохраняет свои права, она лишь не выступает на первый план, позволяя слушателю полностью погрузиться в светлый и пронизанный действенной энергией мир произведения.
"Крейцерова соната" для скрипки и фортепиано, популярности которой способствовала одноименная повесть Льва Толстого. Очень интересная вещь, опережающая своё время.
Симфонии 5 и 9 - как квинтесеннция творчества Бетховена и одни из самых исполняемых произведений в мире. И самых кинематографичных - например, Девятая симфония играет в фильме Стенли Кубрика "Заводной апельсин". Режиссер гротескно обыгрывает ее, используя возвышенную музыку Бетховена как инструмент насилия и вновь поднимая вопрос совместимости гения и злодейства. Ведь энергия, мощь и потрясающее воздействие этого произведения на слушателя не сравнимо ни с чем.
Слушайте гениев, играйте сами, живите полной жизнью!