В эти дни в Москве проходит выставка картин Сальвадора Дали. Новость об этом пробудила во мне некоторые воспоминания, которыми я решил поделиться на страницах этого блога.
Работы этого художника уже гостили в столице. Я впервые увидел их в 2002 году, когда они выставлялись в Музее современной истории России (бывший музей революции) на улице Тверская напротив здания газеты Известия.
Я посетил эту выставку не только из интереса к сюрреализму. Меня привлекло место экспозиции, которое вызвало чувство ностальгии.
Дело в том, что в советское время моя школа располагалась в двухстах метрах от здания бывшего музея революции. В нем в 1987 году меня принимали в пионеры - в хмуром окружении пулеметов и пушек, а также фотографий и картин моряков в бушлатах и солдат с винтовками, бегущих в сторону Зимнего дворца в Петрограде .
Сначала мы произнесли старательно выученную клятву пионера в присутствии бюста Ленина, который пытливо всматривался с постамента своими ледяными каменными глазенками в каждого из нас.
Текст клятвы:
«Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
горячо любить и беречь свою Родину,
жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин,
как учит Коммунистическая партия,
всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.
За дело борьбы Коммунистической партии будь готов!
Всегда готов!
Затем суровая женщина красном пионерском галстуке на шее повязала каждому из нас точно такой же как у нее галстук из дешевой синтетической алой ткани.
Все вокруг поздравляли нас, хлопали в ладоши, улыбались. Прошло каких-то 15 лет, и на месте бюста Ленина я увидел знаменитых на весь мир слонов Дали. Скорость с которой менялась наша жизнь и ценности потрясала.
Ночью после выставки эти причудливые слоны мне даже снились, был какой то бредовой сюжет, который я уже не помню. Одним словом этот сюр крепко присосался к психике и долго от нее не отлипал. Формула Дали сработала.
Парадокс в том, что образ Ленина несмотря на массовую многолетнюю пропаганду, не снился, а слоны Дали после посещения лишь одной его выставки снились. Стало быть красный вождь в битве за мое бессознательное потерпел полное фиаско.
В этом, видимо, и заключается "Сальвадоркино мастерство". Не исключено, что если бы к бюсту Ленина в 1987 году какой-нибудь комсомольский работник прилепил бы ослиные уши, возможно и Ленин бы мне снился.
Но организаторы церемонии до такого культурного фокуса не додумались. Видимо, они не были знакомы с работами Зигмунда Фрейда в отличие от Сальвадора Дали. Возможно именно поэтому в борьбе за мою психику Дали с большим перевесом одолел Владимира Ильича.
Сейчас, спустя столько лет, вот думаю, зачем все это? Ну для Дали то понятно. Он следовал золотому принципу маркетинга "выделяйся или умри". Натюрмортами никого не удивишь. Чтобы картины продавались, нужно эпатировать публику, а здесь как нельзя кстати подвернулся новомодный Фрейд с его психоанализом, сексуальной озабоченностью и символизмом сновидений.
Сальвадор, разумеется, успешно оседлал этого "конька-горбунка", скрестив психоанализ и свои художества, тем и прославился на весь мир. Его не стоит в этом винить. Каждый живет, умирает и обретает бессмертие по своему.
Но вот мы? Что делаем мы? Зачем мы попадаемся на эту уловку? У меня нет ответа. Видимо, это издержки культурного любопытства, которое толкает человека искать все новые сильные впечатления в искусстве, особенно если их так не хватает в реальной жизни.
***
Благодарен за подписку на канал, за рекомендации друзьям и знакомым, лайки, репосты.
Предложения и отзывы присылайте на: psychologan@yandex.ru. Оставляйте фидбэки в комментариях под этой заметкой, чтобы я мог улучшать сервис.
© Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала возможно только с письменного согласия автора.