Сегодня в каждой школе в требованиях к педагогу можно встретить словосочетание «опыт работы с детьми с ОВЗ». Для кого-то эта аббревиатура звучит загадкой, для кого-то формальностью, для кого-то выступает профессиональным вызовом.
Ориентиром в своей работе с детьми считаю слова В. А. Сухомлинского о том, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным и верить в людей!»
Дети — самое ценное, что есть в нашей жизни. Они такие разные, но объединяет их одно — потребность в любви, заботе, развитии и самосовершенствовании. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семья для ребенка - наименее ограничивающий, наиболее мягкий тип социального окружения.
А что же школа?
Как и здоровые дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую могут оказать только специально подготовленные и заинтересованные педагоги.
Работу с данной категорией детей строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса. Это и побуждает меня искать новые и эффективные средства активизации образовательного процесса, новые формы и методы работы.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья выходит за рамки стандартного воспитания и обучения детей. Учитывая индивидуальные особенности, используя методы коррекционно-развивающей деятельности, диагностики, консультирования родителей, интеграции детей с ограниченными возможностями в общество здоровых детей мы идем к общей цели – социальной адаптации, сотрудничеству на равных, когнитивному развитию.
К настоящему времени современное образование, уходит от разделения массовой и специальной образовательных систем, что ставит перед нами и новые задачи, решения, которых трудны и интересны одновременно. Эти задачи соответствуют следующим направлениям:
- социальное (коммуникация, подражание нормотипичным детям, толерантность и принятие не таких как все);
- психологическое (исключение формирования комплекса неполноценности или чувства превосходности, своевременное поддержание ресурса развития);
- педагогическое (повышение квалификации педагогов, поддержка принципа развития каждого ребенка, как уникальный процесс);
- административные (формирование современной развивающей среды, кадровый потенциал школы).
Выбирая путь погружения в современное инклюзивное образование я могу реализовать свой профессиональный потенциал, получить новый опыт. Приходит вдохновение от осознания, что на пользу тратятся мои силы, что моя деятельность приносит результат, делает чью-то жизнь легче, интереснее.
С симпатией и уважением, школьный психолог.