Еще три фильма, которые борются за золотые статуэтки, — все с винтажным флером: “Маленькие женщины” об Америке 1860-х годов, “Два папы” с интерьерами Ватикана и драматичный и нуарный “Маяк”.
“Маленькие женщины”
Это уже четвертая экранизация романа Луизы Мэй Олкотт, если не считать еще двух самых ранних немых фильмов. В предыдущих версиях в главных ролях были Кэтрин Хёпберн, а позже целая пледа звезд: Вайнона Райдер, Сьюзан Сарандон, Кирстен Данст и Кристиан Бейл. В новом фильме с кинозвездами тоже полный порядок: в ролях Эмма Томпсон, Тимоти Шаламе, Сирша Ронан и Мерил Стрип.
Режиссер фильма Грета Гервиг прославилась работой с братьями Коэн, а также фильмом “Леди Бёрд”, который собрал исключительно хвалебные отзывы кинокритиков и зрителей. Сирша Ронан — звезда “Леди Бёрд” — перекочевала и в новый фильм Греты.
Когда Луиза Мэй Олкотт писала свой роман, она жила в местечке Конкорд штата Массачусетс. Режиссер очень хотела снимать именно там. Нужно было найти два здания, расположенных по соседству: богатый дом Лоуренсов и дом сестер Марч. По счастливой случайности прямо перед съемками фильма продали один из особняков в колониальном стиле, в который хозяин не планировал заезжать на протяжении года. Этот дом и задействовали в фильме. Дом Марчей возвели с нуля на прилежащей территории.
В фильме фактически три основных дома: сестер Марч, Лоуренсов и Гарднеров. Причем у каждого дома — своя палитра. У Марчей — нежная, с оттенками голубого, у Лоуренсов — темная, маскулинная, а у Гарднеров — красная, почти рождественская.
Режиссер хотела по-современному посмотреть на эту историю, но так, чтобы не поколебать уютную атмосферу фильма. Грета Гервиг решила сделать постановку масштабнее, ведь в XXI веке все больше и объемнее. Так дом сестер Марч сделали более ярким и наполненным воздухом, чем его вариант, описанный в книге. Художник-постановщик картины Джесс Гончор хотел, чтобы он напоминал старинную шкатулку для украшений, которую интересно разглядывать. Дом главных героинь — отражение их самих.
Главное место здесь — чердак. Именно там героини дают волю своему творчеству, танцуют и ставят пьесы. Это самое яркое и наполненное деталями пространство. Джесс Гончор даже нарисовал, а не повесил настоящий занавес здесь, чтобы усугубить эффект театральности этого пространства. Интересно, что яркость красок усугубляется от этажа к этажу по мере движения вверх — на чердак. Комнаты в доме спланированы так, что нигде нет тупиков: одно пространство переходит в другое. Это не случайность, а метафора бесконечного движения жизни героинь.
“Два папы”
Довольно проблематично снимать фильм, главное действие которого происходит в Сикстинской капелле. Добыть разрешение на съемку там невозможно, а самым свежим и подробным фотографиям пространства около десяти лет. Тем не менее именно по ним, а также с помощью историка, который провел экскурсию по капелле, Марк Тилдесли — художник-постановщик фильма “Два папы” — построил копию Сикстинской капеллы в павильонах римской студии “Чинечитта”. Нечто подобное сделал Андрон Кончаловский для своего недавно вышедшего фильма про Микеланджело. Кстати, шедевры Микеланджело воссоздавали на манер переводных татуировок: напечатанное на переводной бумаге изображение затем переносили на гипсовые стены, чтобы сохранить объем произведений.
Имитация получилась настолько реалистичной, что поразила историков, специализирующихся на Ватикане, — их пригласили оценить декорации. Но еще более значимым было другое одобрение — от самого папы Франциска. С ним создателям фильма удалось пообщаться сразу после съемок.
Режиссер фильма Фернанду Мейреллиш снял картину по реальным событиям, описывающим передачу папской власти. В главных ролях — Энтони Хопкинс и Джонатан Прайс, а это уже серьезная заявка на успех.
Чтобы воссоздать мир Франциска и Бенедикта XVI одной капеллы было мало. Ватикан разрешения на съемки в исторических зданиях (помимо капеллы) не давал. Но позволил снимать, например, рядом с Casa Gandolfo — резиденцией папы Бенедикта XVI. Сады вокруг — это уже чудеса киноискусства: они “собирались” по окрестным палаццо, доступ к которым не такой ограниченный. Художник-постановщик и режиссер отсматривали также локации в окрестностях Буэнос-Айреса, где начинал свой путь кардинал Бергольо (будущий Франциск). Сцены-флешбэки о детстве будущего папы снимались именно там.
“Маяк”
Новый фильм с Уиллемом Дефо и Робертом Паттинсоном будоражит. Черно-белое кино снято всего в одной локации — на маяке XIX века. Фильм Роджера Эггера, известного также по картине “Ведьма”, отдает дань уважения классике немого черно-белого кино.
Герои Дефо и Паттинсона — хранители маяка на отдаленном острове в Новой Англии. Этот маяк художник-постановщик Грег Ланторп построил специально для фильма в Новой Шотландии. Он даже вошел в сообщество любителей маяков (есть и такое) — люди оказались отзывчивыми и поделились доступной им информацией и фотографиями. Съемки были запланированы на весну, поэтому строили зимой, при морозе -20 °C и колючих брызгах с океана.
Была использована реплика линзы Френеля — именно такие были на маяках XIX века. Такую линзу сначала нашли в Австралии, а потом решили сделать самостоятельно — из акрила и стекла. Она не только выглядела аутентично, но еще и давала интересные блики, подходящие для фильма.
Несмотря на то что маяк был построен специально для картины, все-таки все интерьерные съемки проводились в трех локациях в канадском Галифаксе — там нашли подходящие помещения, которые состарили под нужную атмосферу фильма.
Кадры с чайками оказались непростыми. В Северной Америке и Европе действует запрет на дрессировку этих птиц. Удалось найти одного англичанина, которому по наследству и в обход законов перешли пять чаек. Так что сцену с птицами сначала сняли с актерами, чаек затем отдельно досняли в Англии и наложили два кадра друг на друга.