Сегодня в учебных заведениях активно внедряется инновационная деятельность, призванная повысить эффективность образовательного процесса, главная цель которого – раскрытие уникальных способностей каждого ребенка и формирование у него навыков, отвечающих актуальным запросам общества.
Документы для ведения инновационной деятельности: план, программа, отчет
Российская школа – это традиционная школа, в которой живут по порядкам, установившимся еще во времена славного советского прошлого. Сторонников привычной модели, восхищающихся ее достоинствами, немало, равно как и ее противников, однако и те, и другие сходятся во мнении, что образовательная система нуждается в модернизации. Масштабные реформы происходят и на федеральном уровне (введение ФГОС), и внедряются в отдельно взятых учреждениях. К слову, школы могут брать за образец зарубежные педагогические практики и, адаптируя их к российской специфике, реализовать в качестве инновационных проектов.
Федеральным законом об образовании определены две основные формы реализации инновационной деятельности в школе:
- программа,
- проект.
Программа инновационной деятельности школы является приложением к программе развития школы, разрабатываемой на несколько лет (обычно на 5), в то время как проект – это, по сути, план инновационной деятельности в школе, содержащий конкретные данные. Так, в проекте отображаются цели, задачи, актуальность, этапы (организационный, тестовый, реализуемый, итогово-аналитический) и сроки его реализации. Разработкой проекта занимается педагогический (управляющий) совет школы или группа педагогов во главе с куратором. Как правило, участниками группы становятся учителя, профессиональные навыки и личные качества которых соответствуют профилю проекта. Так, инновационная деятельность в начальной школе часто имеет творческую направленность, что делает необходимым участие в проектах учителей музыки, изобразительного искусства, а также педагогов, обладающих креативным и нестандартным мышлением. Инновации также могут быть направлены на внедрение оригинальных методик и технологий преподавания (тестовые, модульные методики), на модернизацию образовательной деятельности (уроки-пары, динамическое расписание) и др.
По истечении запланированного срока реализации проекта на очередном заседании педсовета предъявляется отчет, в котором анализируется и оценивается инновационная деятельность учителей школы, отражаются достигнутые результаты и определяются слабые аспекты, требующие доработки в будущем.
Получение финансирования
Так как развитие инновационной деятельности в школе является одной из приоритетных задач правительства, государство ее стимулирует. Для получения гранта необходимо одержать победу в конкурсах, информация о которых публикуется на официальном сайте Минпроса. На первом этапе заполняется и подается заявка, где указываются цели и задачи проекта, его целевая аудитория, а также этапы и сроки реализации.
Основными критериями, по которым оцениваются образовательные учреждения, являются:
- новизна и актуальность инновационного проекта;
- наличие у конкурсанта наработок по заявленной теме;
- репутация учебного заведения, основанная на результативности его предыдущей конкурсной деятельности;
- ориентированность инновационной разработки на достижение высоких результатов, согласно основным направлениям политики государства в сфере общего образования;
- открытость конкурсанта получению новых знаний и готовность свободного тиражирования собственного опыта.
Определенные требования выдвигаются к образовательным учреждениям, уже получившим субсидию. Так, государство рекомендует дополнительно привлекать внебюджетные средства и в обязательном порядке соблюдать условия, которые были указаны грантополучателем при подаче заявки. Также необходимо активно делиться достигнутыми результатами, проводя вебинары для целевой аудитории и размещая в Интернете видеоматериалы о работе в рамках проекта.
Кроме того, выиграв конкурс на получение гранта, школа берет на себя ряд обязательств, среди которых:
- предоставление сведений о реализации инновационного проекта по запросу Министерства просвещения;
- в случаях, когда более чем на 10 % изменяется сумма расходуемых целевых средств, грантополучатель обязан согласовывать траты с Министерством просвещения;
- в случаях, когда учебным заведением использованы не все средства, полученные по гранту, их необходимо возвратить в бюджет государства.
С примерами инновационной деятельности вы можете ознакомиться в полной версии статьи.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.