Найти в Дзене
ActivityEdu

Инновационная деятельность в школе: организация, финансирование, примеры

Оглавление

Сегодня в учебных заведениях активно внедряется инновационная деятельность, призванная повысить эффективность образовательного процесса, главная цель которого – раскрытие уникальных способностей каждого ребенка и формирование у него навыков, отвечающих актуальным запросам общества.

Документы для ведения инновационной деятельности: план, программа, отчет 

Российская школа – это традиционная школа, в которой живут по порядкам, установившимся еще во времена славного советского прошлого. Сторонников привычной модели, восхищающихся ее достоинствами, немало, равно как и ее противников, однако и те, и другие сходятся во мнении, что образовательная система нуждается в модернизации. Масштабные реформы происходят и на федеральном уровне (введение ФГОС), и внедряются в отдельно взятых учреждениях. К слову, школы могут брать за образец зарубежные педагогические практики и, адаптируя их к российской специфике, реализовать в качестве инновационных проектов.

Федеральным законом об образовании определены две основные формы реализации инновационной деятельности в школе:

  • программа,
  • проект.

Программа инновационной деятельности школы является приложением к программе развития школы, разрабатываемой на несколько лет (обычно на 5), в то время как проект – это, по сути, план инновационной деятельности в школе, содержащий конкретные данные. Так, в проекте отображаются цели, задачи, актуальность, этапы (организационный, тестовый, реализуемый, итогово-аналитический) и сроки его реализации. Разработкой проекта занимается педагогический (управляющий) совет школы или группа педагогов во главе с куратором. Как правило, участниками группы становятся учителя, профессиональные навыки и личные качества которых соответствуют профилю проекта. Так, инновационная деятельность в начальной школе часто имеет творческую направленность, что делает необходимым участие в проектах учителей музыки, изобразительного искусства, а также педагогов, обладающих креативным и нестандартным мышлением. Инновации также могут быть направлены на внедрение оригинальных методик и технологий преподавания (тестовые, модульные методики), на модернизацию образовательной деятельности (уроки-пары, динамическое расписание) и др.

По истечении запланированного срока реализации проекта на очередном заседании педсовета предъявляется отчет, в котором анализируется и оценивается инновационная деятельность учителей школы, отражаются достигнутые результаты и определяются слабые аспекты, требующие доработки в будущем.

Получение финансирования

Так как развитие инновационной деятельности в школе является одной из приоритетных задач правительства, государство ее стимулирует. Для получения гранта необходимо одержать победу в конкурсах, информация о которых публикуется на официальном сайте Минпроса. На первом этапе заполняется и подается заявка, где указываются цели и задачи проекта, его целевая аудитория, а также этапы и сроки реализации.

Основными критериями, по которым оцениваются образовательные учреждения, являются:  

  • новизна и актуальность инновационного проекта;
  • наличие у конкурсанта наработок по заявленной теме;
  • репутация учебного заведения, основанная на результативности его предыдущей конкурсной деятельности;
  • ориентированность инновационной разработки на достижение высоких результатов, согласно основным направлениям политики государства в сфере общего образования;
  • открытость конкурсанта получению новых знаний и готовность свободного тиражирования собственного опыта.

Определенные требования выдвигаются к образовательным учреждениям, уже получившим субсидию. Так, государство рекомендует дополнительно привлекать внебюджетные средства и в обязательном порядке соблюдать условия, которые были указаны грантополучателем при подаче заявки. Также необходимо активно делиться достигнутыми результатами, проводя вебинары для целевой аудитории и размещая в Интернете видеоматериалы о работе в рамках проекта.

Кроме того, выиграв конкурс на получение гранта, школа берет на себя ряд обязательств, среди которых:

  • предоставление сведений о реализации инновационного проекта по запросу Министерства просвещения;
  • в случаях, когда более чем на 10 % изменяется сумма расходуемых целевых средств, грантополучатель обязан согласовывать траты с Министерством просвещения;
  • в случаях, когда учебным заведением использованы не все средства, полученные по гранту, их необходимо возвратить в бюджет государства.

С примерами инновационной деятельности вы можете ознакомиться в полной версии статьи.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.