Найти тему
Сталкер

Лучший российский фильм года по мнению киноакадемиков. За что дают главную национальную кинонаграду

Есть ли верный способ российским кинематографистам получить какой-либо приз или награду у себя в стране или за рубежом? Да, есть один "верняк" - талантливо и нестандартно показать существование в нашей стране как полный ужас.

Фильм Клима Шипенко "Текст" как раз из разряда передовиков такого кино-производства, уже получивший "Золотого орла" как лучший фильм года и ещё в трёх номинациях этой Премии (учрежденной «Национальной Академией кинематографических искусств и наук России»). Обозначается он как "психологический триллер", но это такой "триллер", в котором обыгрывается не отдельный случай, наводящий на зрителя страх и трепет, а на основе определённой человеческой драмы происходит обобщение всей нашей жизни, обрисовывание её в жутких красках и беспросветных тонах (естественно, не без ненормативной лексики и откровенной эротики на грани порнографии).

Как создаются такие картины? Да просто берутся и выделяются только негативные стороны нашего существования: увиденные и услышанные где-то реальные факты коррупции, продажности, подлости, предательства, жадности, бессердечности, расчётливости... и сваливаются в одну кучу. Точнее - перекладываются на одну кино-ленту.

При этом почти все персонажи сознательно обезличиваются, а в данном фильме мы их вообще - либо не видим на экране, либо они появляются буквально мельком. В "Тексте", кроме пары главных героев, мы созерцаем практически один текст, за который прячутся невидимые нам люди. Думаю, не случайно - без живого человека с живым лицом и прямой речью описываемая жуть ощущается ещё больше.

И конечно, никакой это не триллер, а жестокая социальная драма, точнее даже - трагедия. Напускная, надуманная, но сильная и страшная трагедия.

-2

В столь безрадостной картине более-менее полноценно представлены только два человека - антагонисты - студент филологического факультета МГУ Илья и "мажор" - одновременно наркополицейский и наркодилер Пётр. В фильме практически делается вывод о несовместимости жизни людей, находящихся на разных полюсах современного существования. И о зыбкости жизни, а то и вообще - о невозможности жить.

Пётр коверкает судьбу Илье, безвинно сажает того в тюрьму. Мать Ильи не выдерживает несчастья и умирает. Пётр в результате получает своё - возмездие. Илья овладевает смартфоном Петра и с его помощью начинает управлять жизнью "мажора". Благодаря своему воспитанию, полученному от матери-преподавателя, он успевает исправить некоторые судьбоносные подлости и гадости Петра, жертвует собственным благополучием и мечтой ради спасения беременной невесты своего врага, но... Он обречён...

-3

Что можно ещё отметить в этой действительно ужасной трагедии, так это всё же некоторое духовное выравнивание главных врагов картины - "мажор", оказывается, всё-таки переживал эту историю с подставленным им студентом, а сам студент-филолог всё время талдычит о своих приземлённых мечтах - клубы, девочки, поездки в экзотические страны.

Чуть приподнимая на финише в нравственном отношении высокопоставленную семью с блатным сыночком, нынешнее поколение "интеллектуальной элиты" в лице Ильи авторы фильма явственно опускают. Впрочем, как и страну в целом.