Сегодня принято ругать современное школьное образование и хвалить советское. А почему советское образование считалось лучшим в мире и что произошло с образованием такое, что оно нам не нравится сейчас?
Советское образование опиралось на три «кита». Первое, это серьезные теоретические основания. Учебники, методическая работа, подготовка учителей соответствовали этой теории. Например, «теория поэтапного формирования умственных действий» Гальперина П.Я. включает в себя пять последовательных действий, которые надо выполнить, чтобы усвоить учебное действие. На каждый шаг надо потратить усилие, потратить время. Поторопился – умственное действие не усвоено – следующее умственное действие усвоить будет невозможно. Здесь нет места торопливости! И так было во всем. Неторопливая основательность – кредо советской школы.
Второе (исходит из первого), хорошая материальная база школы. Согласно теории интериоризации Гальперина Л.С. высшие психические функции проявляются сначала внешним образом и, лишь затем, переходят во внутренний план сознания. Проще говоря, прежде чем что-то в голове появится, надо увидеть это, потрогать руками, разобрать, собрать и т.д. в натуральном виде. В соответствии с этим требованием школа и оснащалась наглядными материалами, лабораторным оборудованием и т.д. И учителя активно этим пользовались, обязаны были пользоваться.
Третье. Детей принуждали к учебе. Пресс со стороны учителей и родителей был серьезным и основательным. В те времена это было нормой. Человек в социалистической системе был винтиком, но ответственным винтиком. Поэтому он должен быть сделан качественно и из хорошего материала. И это работало!
Но вот подул ветер перемен, ветер свободы личности. Медленно, но верно третий кит поплыл в другую сторону, и вся система зашаталась. Старые наглядные пособия и оборудование устаревало и изнашивалось. Объем знаний школьников показался кому-то недостаточным и вообще морально устаревшим. Учебный процесс ускорялся. Большой объем знаний, не подкрепленный достаточной внешней опорой и недостаточным временем на усвоение, плюс внешняя мотивация (читай, принуждение) была снята – все вместе привело к тому, что мы имеем на сегодняшний день.
Хвалить или ругать то образование и сегодняшнее – только воздух сотрясать. При всем позитиве, что был в прошлом, вернуть его нельзя. А вот учесть при построении светлого завтра, - надо. Первого и второго китов вернуть в принципе не так уж сложно. Конечно, с учетом сегодняшних технических возможностей и последних достижений возрастной психологии, педагогики и методологии. И, надо отметить, процесс уже пошел.
А вот по третьему пункту разговор особый.
Что движет человеком? Что заставляет его учиться, развиваться, трудиться, жить?
Для осуществления каких-либо действий человеку нужен стимул, мотив. Стимулировать человека можно внешним образом, т.е. принуждать. Но это рабство, во всех его проявлениях. А построить общество принуждения вряд ли уже получится. Свободный человек руководствуется внутренними мотивами. Под управлением своих мотивов человек может творить чудеса, а может нести ужас и разрушение. Для того, чтобы предотвратить такие последствия «творчества» свободного индивида, общество строит систему ценностей, законов, норм, табу и т.д., которые ограничивают свободу индивида. Принимая эти ограничения, человек встраивается в общество, социализируется. Но внутри этих ограничений человек свободен.
Краткость статьи не позволяет сделать глубокий анализ школы сегодняшнего дня. Если коротко, без учета нюансов. Примерно 7 – 10% учащихся, в силу природных качеств, учится и развивается самостоятельно. Они краса и гордость школы, представляют школы на различных конкурсах, олимпиадах, Продолжают успешную учебу в ВУЗах. Их трудами гордится потом страна. Примерно столько же учится благодаря трудолюбию, настойчивости родителей и учителей. Они даже чаще, чем представители первой группы, бывают отличниками и медалистами. Остальные 80% как раз и составляют проблему школы. Не сумев на начальном этапе вписаться в учебный процесс, эти дети теряют интерес к учебе. А чтобы от них отстали родители и учителя, «зарабатывают» оценки как могут. Для них цель учебы «соскользнула» с цели, декларируемой законом об образовании, на цель изучения учебных предметов, а с них - на оценку. Никакие изменения программ, учебников, методик и т.д. не изменят эту ситуацию! Хуже может быть. Лучше – нет. Главное зло современной школы – оценка!
Есть только одна дорога – развитие мотивов, мышления и социализация, т.е. развитие личности учащихся. Это и должно стать ведущей целью школьного образования. Если очень коротко, то основной упор надо сделать на овладение учениками средств, способов и приемов учебы. Это и нужно поставить под контроль. Это позволит сдвинуть мотивы на овладение способами и методами, на развитие личностных качеств, на саморазвитие. Параллельно будут развиваться мышление и социализация. Конечно, без управления учителем этот процесс не пойдет. А для этого учитель должен знать психологию развития ученика, обладать рефлексивными способностями и много еще чем. Обладая способностями к обучению, ученик намного легче будет осваивать учебные предметы. Хотя учебные предметы и потеряют свой ведущий статус, зато приобретут в качестве усвоения. Итак, выход только один – изменить направленность школы с изучения предметов (читай, получение оценки любым способом) на развитие ученика. Оценка изменяет свой мотивационный статус на исполнение контрольной функции. Оцениваются не знания по предмету, а учебные способности ученика. Ученик не сосуд, а факел, который надо зажечь. Не кормить рыбой надо, а научить ее ловить. Не важно, знает ученик какой-то материал по предмету или нет. Важно, что у него есть инструменты и способности быстро освоить любой материал при необходимости! Трудность заключается в том, что из этого процесса надо исключить давление на ученика!
Таким образом, третья опора школы должна представлять собой взаимосвязанную систему развития мотивов, мышления и социализации.
Еще раз.
К выпускному классу ученик овладевает системой средств, методов и приемов обучения, становится ПРФЕССИОНАЛЬНЫМ УЧЕНИКОМ. Выпускник готов к жизни в быстро меняющейся информационной среде.
Научное обоснование этого выхода школы из тупика существует уже давно. Можно обратиться к трудам Анисимова О.С. Им же были организованы школы подготовки учителей. Я, например, безмерно благодарен своему непосредственному куратору Салатич Т.П.. Отдельные учителя, и даже школы, одно время начинали работать в этом ключе. Но уж очень они выделялись на общем фоне. Неподготовленные администраторы разных уровней были не способны отслеживать и управлять этим процессом. А вот закрыть могли. И закрыли.
Но жизнь берет свое. Во-первых, недовольство школой, какая она есть, все нарастает. Во-вторых, все больше детей самостоятельно ищет и находит пути развития. В-третьих, открывается все больше очных и заочных школ, курсов, и других проектов, предлагающих развивающее обучение. Общество готово к изменениям. А государственная машина готова? Может, уже пора, наконец, определиться?
Эл. Почта. awk60@mail.ru
P.s. Предлагаю бесплатно, но с учетом соблюдения авторских прав, вариант развивающего обучения на уроках физики. https://cloud.mail.ru/public/Cfpf/jgCuh5VoP
P.s.s. Обратите внимание на статью «Кто о чем? ».