Найти тему
История войн и оружия

Плавающие танки накануне Великой Отечественной

Т-37А. Яндекс картинки.
Т-37А. Яндекс картинки.

На вооружении Красной Армии были плавающие танки Т-37/38/40. Хотя и танками их назвать можно с большой натяжкой. Для связи и разведки, они кое-как ещё годились. Но для полноценного боя против пехотных и моторизованных частей немцев нет. 

Герой Советского Союза Г. И. Пенежко, тогда военный представитель на машиностроительных заводах Одесской группы, в первые часы войны был назначен командиром роты танкеток Т-37 вспоминал о боях под Перемышлем.

Поначалу против мотоциклистов и застигнутой врасплох колонне тягачей с пушками воздействие получается вполне удачным, но:

«…справа от меня вспыхнула шедшая рядом танкетка. Немцы уже опомнились и бросают в нас гранаты». И бросают явно не противотанковые. 

Дальше – больше. Уничтожать роту Т-37 немцы отправляют танки:

«Надо скорее перемахнуть вправо за скат, на котором она стоит, иначе мои танкетки с одними дегтярёвскими пулемётами будут перебиты, как куры. 
Выбросив сигнал «Делай, как я!», разворачиваю машину «влево 90» и, непрерывно маневрируя, спешу выйти из-под обстрела. 
Машины выполняют мой приказ. Механики выжимают из своих «малюток» весь их запас скорости. Теперь уже ясно, что мы являемся целью немецких танков. Стреляя с хода, они забирают левее и идут нам наперерез. С обогнавшей меня танкетки покатилась сорванная снарядом башня, и машина, вздрогнув, остановилась.
...В ушах что-то оглушительно хлопнуло. Вильнув кормой, моя танкетка судорожно оборвала бег. Из машины в лицо пахнуло пламенем. «В меня», — мелькнула мысль, и я кубарем вылетаю из башни, падаю на землю и мгновение лежу оглушенный. В танкетке раздается второй взрыв, и через люк башни вырывается фонтан огня»

(Пенежко Записки советского офицера).

К сожалению, для создания полноценных плавающих танков у Советского Союза было слишком мало времени, всего 10 лет.

Созданные Т-37/38/40 брали свое начало от английских плавающих «Виккерс-Карден-Ллойдов» фирмы «Виккерс Армстронг». Сами англичане отказались от такого «танка». Фирма развернула широкую рекламу своей плавающей машины, в итоге 29 танков купил Китай, по одному Голландия и Сиам (Тайланд), ещё один был отправлен на испытания в Финляндию. После всесторонних испытаний финны отказались от приобретения и вернули машину англичанам. Советский Союз сразу после получения известий об английской амфибии начал разработку своего плавающего танка, их итогом стали танкетки Т-33 «Селезень», Т-41 и Т-37 которые из-за большого количества недостатков и недоработок в производство не пошли.

Не обошли вниманием и оригинал, 5 февраля 1932 г. Управление Механизации и Моторизации через фирму «Аркос» сделало заказ на 8 машин «Виккерс». Приобретены они были, скорее всего, для изучения иностранного опыта.

Советские плавающие танки сверхлегкого класса были первыми опытными разработками, на их опыте был создан первый серийный советский особо легкий плавающий танк Т-37.

Для плавающих танков Т-37 (Т-37А) и Т-38 был избран 40-сильный двигатель от грузовика ГАЗ-АА или легковушки М-1, которого для машины весящей 2,9 – 3,3 т было явно недостаточно, вооружены они были всего лишь 7,62-мм танковым пулеметом Дегтярёва (ДТ) во вращающейся башне. Т-37 имел легкую противопульную броню сначала толщиной 4 – 6 – 8 мм, затем с марта 1934 г. броню бортов увеличили с 8 до 10 мм.  

Выпускался и измененный танк Т-37А, который незначительно отличался от базовой модели. Всего за 1932 – 1936 гг. изготовили 1909 линейных и 643 радийных танка Т-37А. В их число видимо, включены и танки Т-37.

29 февраля 1936 г. постановлением Совета обороны был принят на вооружение танк Т-38. 

Т-38. Яндекс картинки.
Т-38. Яндекс картинки.

Плавающий танк Т-38, практически ничем в боевом отношении не отличавшийся от Т-37, кроме стоимости (которая, естественно, стала больше), показал весьма плохой запас плавучести. Малое водоизмещение не позволяло перевозить на его броне через водные препятствия пехотинцев. Перегрузка даже в 120-150 кг (вес двоих взрослых людей) приводила к невозможности совершения каких бы то ни было маневров на воде, в том числе вход в воду и выход из нее даже на малые береговые крутости. Танк тонул. Да и без десанта танк иногда тонул, если механик пытался совершать маневры на максимальных оборотах винта, а вода не была идеально спокойной (наблюдался значительный крен и качка при выправлении руля), в случае сброса газа во время плава на максимальной скорости (танк сильно "клевал носом"), а также при включении реверса для экстренной остановки танка (Свирин Броневой щит Сталина 1937 – 1943.).

Плавающий танк Т-38 после принятия в 1936 г. на вооружение первоначально сопровождался только хвалебными отзывами. Но продолжалось это недолго. Как уже говорилось выше, в ходе учений лета 1937 г. выяснилось, что новый танк обладает большим количеством недостатков, в частности малым водоизмещением и, как следствие, малой плавучестью.

Чтобы улучшить мореходные качества Т-38, в том числе и для перевозки десанта, на него, по рекомендации АБТУ, в 1937-1938 гг. пытались устанавливать поплавки, снятые с ремонтных или списанных Т-37, но авторитета боевой машине они, понятно, не добавляли.

Обнаружились недостатки у Т-37 и Т-38 и при проведении испытаний по новой методике во время движения посуху из-за большой склонности гусениц к спаданию на поворотах. Проходимость танка по пересеченной местности оказалась недостаточной, эффективность подвески – крайне низкая, а о маневренности на мягком грунте говорить избегали. Ввиду недостаточной удельной мощности двигателя танк не мог нормально эксплуатироваться вне дорог, а недостаточная эффективность охлаждения двигателя привела к тому, что почти половина танков Т-38, участвовавших в летнем пробеге 1937 г. (при температуре воздуха +27°С и более), вышли из строя от перегрева двигателя и требовали большого ремонта вплоть до замены силового агрегата.

Большое число подобных дефектов, выявившихся в ходе эксплуатации Т-38 практически во всех частях привело к тому, что осенью 1937 г. танк был объявлен небоеспособным и его приемка была ограничена. (Для разведки и охранения. // Свирин Броневой щит Сталина 1937 – 1943.)

Положение могло улучшиться пуском в серию модернизированной «тридцатьвосьмерки» Т-38М, которая показала на испытаниях свободную перевозку танком 3 человек (до 320 кг), но после выпуска опытной партии работы прекратили из-за выпуска новой машины Т-40.

Т-40. Яндекс картинки.
Т-40. Яндекс картинки.

Весной 1941 г. военные решили модернизировать Т-38, во втором полугодии 1941 г. поставить на тележки трактора «Комсомолец» конструкцию Т-38М и испытать роту Т-38 с ходовой частью «Комсомольца» к сентябрю. По понятным причинам реализовано это не было.

Всего в 1936 – 1939 гг. изготовили 1175 линейных, 165 радийных Т-38 и 7 Т-38М (Коломиец «Чудо-оружие» Сталина. с. 48, 49).

Дальнейшим развитием плавающих малых танков стал 5,5-тонный Т-40, военные заказали машину с новым дизельным 130-сильным двигателем, усиленной броней и вооружением. 

Дошедший до серийного производства в 1940 г. Т-40 был не намного лучше предшественников, узкие гусеницы, унаследованные от прежних серий, вязли в речном песке. Причем застрявший танк не могли вытащить два его собрата, его настолько слабым был мотор. Двигателем был 85-сильный ГАЗ-202 (танковый вариант ГАЗ-11), на первых образцах устанавливался американский 78 или 85-сильный мотор «Додж». 

У плавающего танка Т-40 максимально усилили вооружение вместе с 7,62-мм пулеметом установили 12,7-мм крупнокалиберный пулемет ДШК. С танками на дальних дистанциях он справиться не мог, только на 300 м пулемет пробивал 16-мм танковую броню под прямым углом.

41 единицу поставили в войска, в 1940 г., а за первое полугодие 1941 г. завод № 37, производитель всех советских плавающих танков, сдал 181 Т-40 (Коломиец «Чудо-оружие» Сталина. С. 64, 65).  

Плавающие танки начали поступать в войска, и тут выяснилось, что Т-37/38 не могли успешно взаимодействовать с Т-26 и БТ – отставали на маршах, уступали им в проходимости, часто ломались. В сентябре 1939 г. малые танки были изъяты у танковых бригад и переданы в разведывательные роты стрелково-пулеметных бригад танковых корпусов. Для боевых действий в Финляндии срочно создали восемь отдельных батальонов плавающих танков, после окончания войны они были расформированы.

Летом 1940 г. во вновь формируемых мехкорпусах плавающие танки поступили в разведывательные батальоны моторизованных дивизий. По штатам мирного (№ 5/74) и военного (№ 05/74) времени, в их составе была танковая рота Т-38 (17 танков, из них 7 радийных) (Коломиец «Чудо-оружие» Сталина с. 68). 

Логика довольно странная, если учесть, что БТ моторизованных дивизий умчались бы от своей «разведки» за несколько минут.

Некоторое количество танков имелось в кавалерии, так в 44-м танковом полку 3-й кавдивизии на 23 мая 1940 г. имелось 57 танков БТ и 13 Т-37А/38 (Коломиец «Чудо-оружие» Сталина с. 68).

Неудачные и ненадежные плавающие танки сначала были переданы стрелковым войскам. Потом всё же машины стали забирать в формируемые мехкорпуса, за неимением лучшего. 

К лету 1940 г. плавающие танки оставались только в составе отдельных разведывательных батальонов стрелковых дивизий. 13 июня 1940 г. по штатам типовой (№ 4/100) и сокращенной (№ 4/120) стрелковой дивизии в отдельном разведывательном батальоне имелась танковая рота Т-38 (36 человек, 16 танков, из них 4 радийных) и танковый взвод Т-38 (3 танка, в том числе один радийный) соответственно.

Обе дивизии в случае мобилизации переходили на штат военного времени № 04/400, утвержденный НКО СССР 5 апреля 1941 г. отдельный разведывательный батальон должен был иметь танковую роту Т-38 (Т-40), состоявшую из командования и трех взводов по пять танков (36 человек и 16 танков).

К началу войны в дивизиях полагалось иметь разведывательный батальон с ротой плавающих танков, но машины были не в каждой роте. Из-за сильного износа состояние танков было плачевным, у Т-37А моторесурс во многих случаях составлял не более 50 моточасов.

Плавающие танки также были у 8-й отдельной стрелковой бригады базировавшейся на полуострове Ханко, её 287-й отдельный танковый батальон на 1 января 1941 г. имел 12 Т-37А.

В составе воздушно-десантных войск появились ещё в 1936 г., директивой НКО СССР от 4 ноября 1940 г. авиадесантные бригады переходили на новый штат № 04/15 воздушно-десантной бригады (мирного и военного времени), по которому в составе посадочной группы имелась рота танков Т-40 двух взводного состава (30 человек, 11 Т-40).

26 апреля 1941 г. директивами НКО СССР большинство воздушно-десантных бригад сводилось в пять воздушно-десантных корпусов, в составе которых сформировали отдельные танковые батальоны штата № 04/121 (мирного и военного времени). 162 человека сводились в три роты батальона, полагалось также 50 танков Т-38 (Т-40) и 8 автомашин. К началу войны танковые батальоны были полностью укомплектованы личным составом, но с боевыми машинами вышла неувязка.

Танки должны были поступить из состава разведывательных батальонов стрелковых дивизий, которые переформировывались в воздушно-десантные и противотанковые артиллерийские бригады. Но разведбаты дивизий сформированных весной 1941 г. танков почти не имели и недостающую материальную часть десантники должны были получить из внутренних округов (Коломиец «Чудо-оружие» Сталина с. 66 – 68, 71, 73).

На 1 июня 1941 г. в пяти приграничных округах распределенных по 4-м категориям годности имелось следующее количество плавающих танков:

– в Ленинградском военном округе – 180, неисправных 3-й и 4-й категории 57, ни одного нового, все остальные входили во 2-ю категорию;

– Прибалтийском Особом – 146, неисправных – 61, новый – 1 Т-38;

– Западном Особом – 462, неисправных – 245, новых: 3 Т-38 и 30 Т-40;

– Киевском Особом – 651, неисправных – 227, новых: 8 Т-37 линейных, 4 Т-37 радийных, 70 Т-40 линейных, 13 Т-40 радийных;

– Одесском – 225, неисправных – 144 и не одного нового (Коломиец М. «Чудо-оружие» Сталина с. 82 – 83 со ссылкой на ЦАМО ф. 38, оп. 5034, д. 172, лл. 132 – 140).

Всего в пяти приграничных военных округах было 1664 плавающих танка, неисправных – 734, эксплуатируемых или требующих максимум текущего ремонта – 930, новых всего – 129.

По состоянию на 15 сентября 1940 г. из 1185 Т-38 402 (34 %) требовали среднего и капитального ремонта, из 2405 Т-37А 906 (около 40 %). К началу войны моторесурс Т-37А и Т-38 составлял не более 20 – 40 моточасов.

Новые танки Т-40, которых 1 июня 1940 г. в войсках было 132, осваивались недостаточно, в эксплуатации было только 18 и то в учебных заведениях. В Киевском Особом военном округе эксплуатировался только один танк из 84.

Боевая ценность малых плавающих танков была выяснена ещё в ходе боёв в Монголии на реке Халхин-Гол: «Танки Т-37 показали себя непригодными для атаки и обороны. Тихоходны, слетают гусеницы, ходить по пескам не могут» (Коломиец с. 84 со ссылкой на РГВА ф. 32113, оп. 1, д. 240, л. 24).

Участвовавшие в освободительном походе в Западные Белоруссию и Украину в ходе маршей и боестолкновения с польскими частями у районе города Холм показали себя следующим образом: «Танки Т-38 как машины разведки не соответствуют поставленным им задачам. В ходе всей операции они не успевали за танками Т-26…

Танки Т-37А в ходе маршей часто выходили из строя, проходимость низкая, отставали даже от пехотных подразделений» (Коломиец с. 85).

Активное использование плавающих танков в финской войне выявило низкую надежность и эффективность Т-37А и Т-38: корпус разрушался от взрыва противопехотной мины, броня пробивалась противотанковыми ружьями, вооружение было недостаточным, сцепление с грунтом слабым, проходимость по глубокому снегу очень низкой. К тому же маломощный двигатель, не обеспечивал требуемой маневренности (Коломиец с. 88).

Т-37 преодолевает водную преграду. Яндекс картинки.
Т-37 преодолевает водную преграду. Яндекс картинки.

В итоге можно заключить, что плавающие малые танки Сталина, были очень слабо вооружены, слабо бронированы и имели слабый двигатель. При малейшем волнении плавающие танки тонули, в архивных документах постоянно встречаются длинные описания недостатков и недоделок этих машин.

Понимая, что броня слишком слаба на ряд танков Т-26, Т-37 и Т-38 в начале 1941 г. слушатели Военной академии моторизации и механизации имени Сталина разработали легкосъемную опалубку из 3 мм стальных листов, её заливали бетоном перед боем, после боя бетон снимали. Для более новых танков Т-40 и Т-34 предлагали вообще железобетонную броню (Коломиец «Чудо-оружие» Сталина. с. 55).

Немцы, которые захватили значительное количество советских плавающих танков даже не стали рассматривать их в качестве боевых машин.

Плюсом было то, что СССР накопил технологический опыт и потом все же построил по-настоящему плавающие боевые машины, но это было только после войны.