Разделу этому помимо борьбы за власть претендентов, способствовало то, что Золотая Орда составлена была из различных племен: по средней Волге обособились Башкиры и Мордва; Ак-орда состояла из Туркменов, Узбеков, Кайсаков и Куманов/Половцев/, а также части Казаков, преобладали в Западном царстве в Крыму и в Днепровско-Донском. Междуречьи. Рознь племен продолжалась беспрерывно. Отдельные улусы грабили и разоряли друг друга. Были периодические налеты саранчи, губившей пастбища. Скот от бескормицы падал. Наставал голод и эпидемии, От бывших блестящих воинов, времен Бату-хана остались только тени голодных, босоногих безоружных пастухов. Двинуться с таким войском на богатый Запад не представлялась возможность.
В 1357 году хан Джанебек, сын знаменитого Узбека, пал жертвой заговора. Старший сын Бердибек в сущности положил начало конца Золотой Орды: он предал смерти 12 своих братьев, а также и сам загадочно умер. На престол вступил по счету 13-й хан Кульно и был убит сыном Наурузом. Хан Кидырь из Белой Орды, всех родственников по линии Джанебека перебил. Погибла и знаменитая красавица ханша Тайдула - защитница христианства, ее Кидырь приказал посадить в мешок с кошками и бросить в Волгу. В 1361 году Кидырь пал от руки собственного сына Темира-ходжи. Шла смена ханов беспрерывно. Каждый считал себя "великим" и чеканил свои деньги. В это время смутных распрей выдвигается очень умный, хитрый темник Мамай, женатый на дочери хана Бердибека; за ним остается правобережная степь и Крым, а левобережная Волги остается за сыном Амурата, павшего жертвой заговора, Азис-хан сын Темира-ходжи.
Хорезм/Бухара/ отделяется от Орды, во главе с эмиром Хуссейн - династии Суфи, очень князем, со столицей весьма благоустроенной и культурной Урденчи. В Белой Орде также были убийцы. Так, Урус-хан казнил своего родного брата Туй-ходжу за лойяльность к Золотой Орде. Грозным соперником против Урус-хана появляется сын казненного Тохтамыш в 1405 году, которому удается объединить две Орды Белую и Золотую, но не на долгое время.
На карте нет абсолютно надписей ни Казаков Донских, ни Днепровских, ни Украины, а только Татария, но вдоль p. Sosna reca -Сосна, надпись Ocraina а ниже Dikoia- Окраина дикая, а по р. Гнилой Донец-Gniloi Donetz, как бы продолжение Дикого – Роle - Поле.
Что же произошло? В это время разбогатевшее Московское государство, благодаря различным махинациям князя Ивана Калиты, до убийства князей-соперников руками Татар, под водительством внука Калиты-Дмитрия, с нетерпением ожидало возможности избавиться от Татар. Князья внимательно следили за развалом Золотой Орды. И Дмитрий уже чувствовал себя сильным для открытого сопротивления, поэтому он прекратил выплату дани и посылал войска против татарских отрядов. Темник Мамай, управляющий Ордой от имени слабого хана Магомета Булака, был занят идеей восстановления былой Татарской власти.
Взбешенный отказом Дмитрия уплачивать дань, Мамай послал отряд темника Бегича. Московское войско встретило Татар у р. Вожи и разбило их. Пришлось готовиться к большой войне. Мамай собрал свыше 300.000 войско. Кроме Кипчаков и Татар улусов он призвал наемные войска франков, черкасов, ясов, мордвы, черемисов. Дойдя до верховья Дона, он остановился и стал ожидать с Запада Литовского князя Ягелло, которому он обещал часть Московских владений. Все удельные княжества, в том числе князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи, враждовавшие со своим братом Ягеллой оказались на стороне великого князя Дмитрия, за исключением Рязанского князя Олега, не верившего в победу Москвичей, он договорился с Мамаем.
Чтобы не дать возможности соединения Ягелло с Мамаем, Дмитрий поспешил двинуть армию к Дону, при впадении в него р.Непрявды и занял позицию 4 сентября 1380 года. Все князья были против переправы через Дон, но на этом настаивал Волынский воевода Боброк, его усиленно поддерживал Семен Meлик, командовавший до этого момента казаками со стороны татар и знавший отлично дислокацию войск и план Мамая.
Что заставило Мелика перейти на сторону Москвы? По-видимому то, что татары, приняв Ислам, уже сильно враждовали с христианами, а казаки этого не терпели и считали, что московиты также истинные христиане, в чем впоследствии пришлось раскаяться. Так или иначе, а договорные отношения части казаков с татарами были нарушены и это было ни что иное, как измена своему слову, которому татары абсолютно верили Казачьему народу, ставя казаков наравне с татарской знатью.
Построение боевых полков было поручено Боброку, а сам он с засадным войском конницы остался прикрытый лесом. Встреча произошла недалеко от речки Красивая Меча. Передовые ударные части Мамая довольно быстро сломили сопротивление середины Московитов и они хлынули назад. Произошла паника, имея в тылу Дон, - пало много князей и погибло до 10.000 воинов. Пал также и Семен Meлик. В общем московиты бежали к переправам. В этот роковой момент, когда татары быстро продвигались вперед, а Мамай считал уже за собой победу и не предвидя ничего опасного на своем правом фланге, вот тут то ураганом и кинулась ударная конница Боброка во фланг противника, охватывая и тыл, смяла татар, обратив их в бегство. Мамай с кургана бежал, оставив на месте свои обозы. Боброк преследовал Мамая 50 верст.
Историк Ригельман писал:
"перед сражением Московского великого князя Дмитрия, ему поднесены была две иконы казаками. Эти образа существуют в Москве по сегодняшний день: одна называется иконой Богоматери Донской, а другая - Божьей Матери Гpeбенской".
Вкладная книга Донского монастыря повествует, что в междуречьи Дона и Непрядвы на встречу Дмитрию, казаки
"в помощь благословенному воинству пришли бяше и сей Пречистые Богородицы образ благоверному князю и всему православному воинству на побеждение огарян вручиша".
Такая же вкладная книга имелась в Московской часовне на Лубянке, относительно Гребенской иконы записано:
"Там, в верховьях Дона народ христианский воинска чина живущий, зовеми казаци, в радости стретающа его со святыми иконами и со Кресты поздравляюща ему в избавление своем от супостатов и принесоша ему дары от своих сокровищ".
К этому событию Ригельман сообщает из родословной Татарской истории утверждение:
"что когда татарская сила начала падать, то казаки, видя, что россияне начали явно противиться татарам, также напали на них всеми своими силами."
Повидимому, насилия отдельных татарских отрядов причиняли вред казакам и они стали защищать свое достоинство и свои пожитки. Куликовская победа, однако, дорого стала казакам. Мамай, отступая вдоль Дона, подверг все огню и мечу. Гибло имущество, скот, лошади, нажитое трудом и гибли люди те, кто не успел бежать от жестоких татар за измену договора. Мирное сожительство кончилось. Казаки должны были покинуть свою Родину Казачью и искать пристанища на Чужбине. Казачья Земля обезлюдела окончательно. Были одни развалины казачьих городков, да повсюду белели казачьи кости. Но не минула кара и Мамая. В низовьях Дона он встретил своего соперника хана Тохтамыша. Потерпев страшное поражение, он бежал в Крым, где и был отравлен генуезцами, захватившими в свои руки его богатства. Тохтамыш также не долго царствовал.
После того, как Тохтамыш воссел на престол, то он потребовал дань от Москвы. Великий князь Дмитрий дань не посылал хотя бы в минимальных размерах, ибо Тохтамыш и требовал дань только для своего престижа, в размере пяти тысяч рублей. Дмитрий армию не собирал, думая, что время будет за него и расчитывал, что Тохтамыш сразу не рискнет напасть, имея факт разгрома Москвой сильной армии Мамая. Но Тохтамыш не дремал. Он быстро собрал армию и победоносно прошел по Московским владениям. Дмитрий бежал на Север, оставив Москву защищать самому населению.
Еще в 1367 году был построен Кремль и Москва была уже белокаменная. Защитники Кремля бились три дня, не имея достойного руководителя. Шло пьянство. На предложение Тохтамыша сдаться без боя на милость его, поколебало москвичей и они решили сдаться, но перед тем они только что убили племянника Тохтамыша Рустема, гениального молодого принца. За смерть этого юноши, подъехавшего к стенам Москвы, как парламентера, Тохтамыш приказал рубить всех москвичей. Затем ограбив все, что можно, он ушел на Волгу. Дмитрий, возвратившись в Москву, из своей казны уплатил на похороны жителей 24.000 человек.
Утвердившись в Золотой Орде, Тохтамыш продолжал бы спокойно царствовать, но он дерзнул поднять свой меч на своего благодетеля Тамерлана, владетеля Малой и Средней Азии, могущественного владыку обширных пространств и многих народов. Это был гениальный полководец, подобно Чингис-хану, но сам он не был чингисидом, а только эмиром, добившись власти своим гением.
В 1395 году, на берегах Терека, Тамерлан разбил Тохтамыша, который бежал на Дон. Преследуя его, Тамерлан, этот "железный хромец", как его называли, он дошел до Московских границ и завершил погром Казачьих Земель уничтожением Ельца. Затем повернул к Волге и сжег бывшую столицу Бату-хана Сарай. В Азове войско его ограбило купцов христиан и разрушило храмы казачьи Св.Николы Чудотворца и Иоанна Предтечи. Из Азова Тимур направился к Кубани, пишет историк Золотой Орды Шериф-ад-дин Али Иезди, что черкасы пожгли пастбища и кони 7-8 дней буквально бедствовали без корма.
Разгневанный Тимур приказал опустошить весь улус черкасов. В Закавказье он погромил предков казаков, называя их "разбойниками", не подчиняющимися ему. Союз Черкасов передвинулся к предгориям и северным склонам Кавказского хребта. В Союз Черкасии входили: Абхазцы, Цики-Адыгеи, Кабардинцы, Казаки-Казаровцы, Ингуши, Алане, Осы. Большинство их не подчинялось татарам. Они выходили на равнины и общими силами отражали татар. На Волге Тимур оставил заместителя хана Темир Кутлука. Тохтамыш с остатками армий бежал в Литву под покровительство князя Витовта, который пользуясь междуусобицей в Орде, увеличивал свои владения за счет Москвы.
Витовт, желая снова посадить Тохтамыша, как союзника, на престол, выступил против Темура Култука. Битва произошла на берегах р. Ворсклы в 1394 году, окончившаяся страшным поражением Витовта, едва спасшегося бегством.
Социальное положение в Литве тоже не было блестящим. Царил произвол. Кроме князей никто не имел права владеть землей. Власть князей основывалась на терроре, тюрьмах и пытках.
Казакам в такой обстановке жизнь не улыбалась. Рядом лежало Свое Поле, но жить там не было возможным и поневоле казакам приходилось быть бродячими и становиться на военную службу в Крыму. Ходили на Балканы, Польшу или Москву. Другие же нанимались в Москве для борьбы с татарами. Донцы шли на Север, обходя Московию с Востока. Там были неограниченные просторы для промыслов, охоты, рыболовства, доходили до Сибири, Великого Новгорода, до Соловецкого монастыря и даже до Студеного моря. Поморы делались мореходами, что многим это пригодилось для движения по Сибири до Тихого Океана. Положение Днепровских казаков было лучше. Они были на службе у Крымских ханов и сохранили неприкосновенность своих юртов в Днепро-Бугском междуречье, где уже 3 века жили их предки.
И. Н. Коноводов. Казачий Народ. Казачья Старина в картах.
Продолжение темы:
Казаки-ордынцы в донских степях.
В 1282 году Баскак татарский Курского княжения призвав Черкас из Бештау или Пятигорья, населил ими слободы под именем Казаков.
Кому иго, а кому и Монголо-Казачий союз.
Казаки не были украинцами, а украинцы не были Казаками.
На разных языках одно и то же собственное имя -- Ас-Саки, Кас-Саки, Казахи т. е. Казаки
Эпоха от 1240 г. по 1400 г., была наилучшей для жизни Казачьего Народа, под покровительством Монгольской державы
Боевой казачий генерал Быкадоров И. Ф. о происхождении Казаков.
Уникальное наследие от древних предков казаков -- старейшая крепость Восточной Европы.
А что мы знаем о Восточной Казакии? Откуда появились казаки в Средней Азии?
Свастика (ярга) -- священный символ наших древних казачьих предков.