Найти в Дзене

Почему падает престиж профессии учителя?

Если Вы думаете, что негативная ситуация с неэффективностью системы образования сложилась только в нашей стране, Вы ошибаетесь. Система образования активно меняется сейчас во многих странах, это глобальный кризис, но вот проходят через него в разных странах по разному, и в этом отношении мне очень обидно и за наших детей, и за их родителей, и за коллег-учителей.
Если Вы думаете, что негативная ситуация с неэффективностью системы образования сложилась только в нашей стране, Вы ошибаетесь. Система образования активно меняется сейчас во многих странах, это глобальный кризис, но вот проходят через него в разных странах по разному, и в этом отношении мне очень обидно и за наших детей, и за их родителей, и за коллег-учителей.

Если закрыть глаза на реальную ситуацию в школе, и рассуждать лишь в теории, то профессия учителя должна быть самая уважаемая и самая высокооплачиваемая, потому что от этого зависит формирование человека и общества. Но на деле, ситуация совершенно обратная. Учитель – одна из самых непрестижных, низкооплачиваемых профессий в нашей стране.

Цифры средних учительских зарплат, которые правительство периодически демонстрирует, то ли относятся только к Москве, то ли специально завышены. Скажите кому-то за МКАДом, что средняя зарплата учителя при нормальной нагрузке (18 часов в неделю) составляет 30 тысяч, и... как минимум Вы увидите очень удивленные лица.

В правовом отношении должность учителя также являет собой жуткую смесь с явным преобладанием обязанностей, вплоть до уголовных последствий, и ничтожно малой долей прав. Я сам работал учителем и прекрасно помню все эти инструктажи, на которых молодые учителя плакали, и это не фигура речи - это реальные слёзы отчаянья.

За последние годы в разы возрос объем отчетности, количество бумажной работы. Так, что появилась горькая шутка, что дети в школе – лишние, они мешают работать. Работать? Для кого? Для чиновников, для министерства, для прокуратуры и других бесконечно проверяющих органов. Качество такого труда соответствующее, потому что преподавательский состав вынужден элементарно защищаться.

Хорошие учителя, чьи сердца остались с детьми, учатся врать государству. Государство буквально формирует из нас формалистов. Возникает огромная пропасть между тем, что есть на бумаге, в отчете, и реальным положением дел. Государство это понимает и вводит новые и новые экзамены, новый и новый контроль, новые и новые обязанности. Разумно ли это? Знаете, я давно утратил веру в разумность нашей власти, как и в возможность воздействия на неё. Оно живёт своей, совершенно оторванной от реальности жизнью. Это как стихийное бедствие, эпидемия, огромный раздувшийся паразит на теле нашего народа, нашей страны.

Мне довелось как-то присутствовать на онлайн совещании, где чиновник Министерства науки и образования Тверской области доводил до сведения администраций школ очередную “бюджетную придумку” федерального министерства. Он тоже был в шоке. Он тоже именно так, как стихийное бедствие подал ситуацию. И поверьте, это обычная картина для нашего чиновничьего царства.

На этом фоне особенно выделяются те учителя, директора школ, которые остались верны детям, а значит и своей профессии. Возможно, они не очень хорошо защищаются от нападок чиновников, но родители и дети их знают, их имена на слуху, передаются по “сарафанному радио”. Их престиж не падает, их ценность, их важность в таких условиях только возрастает. Дорогие родители, берегите таких учителей. Это живые родники души народа.

Буду рад Вашим комментариям. Благодарю за поддержку канала - за лайки, за подписку!