Найти тему

Хронотоп: время и пространство в художественном произведении

Приветствую вас, друзья. Сегодня статья немного философская, но, надеюсь, тоже полезная.

Теорию взаимосвязи пространства и времени сформулировал Альберт Эйнштейн. Я не буду сейчас в неё углубляться – образование не позволяет, ляпну что-нибудь ещё не то. Но удивительно, что художественная литература прекрасно иллюстрирует эту теорию. В физике есть понятие пространственно-временного континуума, а в литературе – понятие хронотопа.

Что такое хронотоп

Это понятие ввёл известный филолог и литературовед Михаил Бахтин. Если перевести слово, то и получится «время+пространство». Это единое временно́е пространство произведения, особая организация реальности, в которой происходят события, живут и действуют герои. Это мир, как кусочек эпохи, наполненный материальными деталями, событиями, духом эпохи.

К сожалению, не всегда в художественном произведении имеется хронотоп, такой объёмный мир вещей, явлений, сущностей. Тогда возникает впечатление, что персонажи живут и действуют в каком-то пустом пространстве. И, читая такое произведение, не испытываешь ощущения целостности, реальности событий, героев, мира.

Главную, организующую роль в хронотопе играет время. Именно оно определяет особенности пространства, события сюжета, поведение героев. Формы организации пространства могут быть разные. Например, М. Бахтин выделяет хронотоп «дороги», «гостиной», «провинциального городка», «замка», «порога» (кризисной ситуации) и ещё много других.

-2

Определяющая роль времени

Разные эпохи – это разные миры, разная организация пространства. В качестве примера возьмем хронотоп гостиной. В каждый период времени она имеет свои особенности, свой вид, пространство всегда наполнено вещами, они суть его. В гостиной различных эпох разная мебель, разные безделушки на каминной полке или в книжном шкафу, на столике трюмо или в серванте. Время отражается в коврах или в паркете, в обоях или шпалерах, в вычурных подсвечниках или хрустальных люстрах.

В гостиных собираются люди. Их облик, одежда, манеры, темы разговоров и даже лексика – всё это определяется временем. Так, дама XVIII века, шурша кринолинами в голубой гостиной, не может рассуждать о «кардинальных, но непродуктивных решениях в бизнесе, которые принимает её муж» — эти рассуждения и сами слова из другого времени. Они разрушают хронотоп произведения, а, значит, и его целостность. Причём нередко достаточно одного слова, чтобы картинка рассыпалась осколками, и столь тщательно выстраиваемое автором пространство перестало существовать.

Интерьер гостинной XVIII века. Худ. Артуро Риччи.
Интерьер гостинной XVIII века. Худ. Артуро Риччи.

Выбирая точку на временно́й шкале, автор принимает правила организации пространства, заданные эпохой. Даже если эта точка сравнительно недалеко от настоящего времени. Разговор двух приятелей на кухне в 90-е годы XX века будет отличаться от разговора, произошедшего вчера, или в 70-е годы того же XX века. И темы разные, и слова разные, и проблемы совсем непохожие, да и кухни будут отличаться, так же как и выпивка с закуской на столе.

Герои и законы хронотопа

Человек – это неотъемлемая часть хронотопа, он всегда существует в определённом времени и пространстве и изменяется вместе с ним, даже если просто переезжает из Москвы на загородную дачу.

Психология людей, их отношение к миру и к себе, их проблемы, заботы и радости – отражение эпохи. Не учитывать это нельзя, иначе повествование будет недостоверным. И в то же время у героев, существующих в рамках одного хронотопа, есть много общего. Вы не замечали, как похожи обыватели из романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова и из рассказов М. Зощенко? А вот ещё один пример: профессор Преображенский из «Собачьего сердца» и профессор Вагнер из романов А. Беляева («Изобретения профессора Вагнера», «Голова профессора Доуэля» и др.). Ведь они очень похожи. Потому что хронотоп один – Москва 20-х годов XX века.

Профессор Преображенский. Кадр из фильма "Собачье сердце"
Профессор Преображенский. Кадр из фильма "Собачье сердце"

Что в фэнтези?

Да, а как обстоит дело с хронотопом в вымышленных мирах? Точно так же, как в реальных. Единство времени и пространство необходимо для создания достоверного мира, и неважно, есть ли там магия.

Поэтому хорошие авторы, пишущие фэнтези, кто сознательно, кто интуитивно определяют временну́ю эпоху, в рамках которой они будут работать. А время диктует законы организации пространства: социальную структуру общества, устройство жилища, одежду, оружие, транспорт, форму власти, поведение и речь персонажей. И лексикон, конечно, сразу вынося табу на определённые словечки. Скачущая по средневековой дороге лошадь не может «затормозить», а слуга отвечать графу «на автомате».

Кадр из фильма "Малефисента". Хронотоп фэнтези-мира.
Кадр из фильма "Малефисента". Хронотоп фэнтези-мира.

Принято считать, что фэнтези – это Средневековье. Но не всегда так. Сейчас временны́е рамки миров фэнтези значительно расширились. Многие писатели предпочитают антураж XVIII века или Викторианской эпохи, а то и современного мира. События славянского фэнтези происходят во временно́м пространстве дохристианской Руси, и поэтому запечённая на костре картошка - это нонсенс.

Важно, чтобы законам хронотопа не противоречили ни организация пространства, ни поведение героев.

На этом сегодня заканчиваю. До скорой встречи. Не забудьте подписаться, если вы ещё не с нами. А то на просторах Дзена легко затеряться.