Газированная вода давно стала таким же привычным напитком, как чай или кофе. В любом магазине широкий выбор сортов и вкусов – лимонад, кола и десятки других. А знаете ли вы, что «газировку» придумали и начали продавать в аптеках? Как лекарство стало лакомством?
Пепси и кока
Прохладительные напитки издавна оставались непростой задачей для кулинаров. Лимонная вода, морс, миндальное молоко, русский квас да природная «минералка» - вот и все, чем могли порадовать знатных гостей повара.
Разнообразие наметилось в XVIII веке - шведский химик Торберн Бергман изобрел сатуратор — прибор, обогащавший воду углекислым газом. А женевский ювелир Якоб Швепп сконструировал промышленную установку и начал производить фруктовые напитки с бодрящими «пузырьками», которые он назвал безалкогольным шампанским.
В Америке идею расширили и развили. В каждой аптеке стояли сатураторы, а девушки-продавщицы разводили шипучей водой лекарственные сиропы. В поисках новых вкусов к воде добавляли сахар, ароматизаторы, настойки лечебных трав.
В 1886 году фармацевт Джон Стит Пембертон догадался развести «газировкой» сладкую смесь из трех частей экстракта листьев коки и одной части ореха колы. Средство запатентовали, как лекарство от расстройства нервной системы. Сперва американцы раскупали его с целью поправить здоровье и снять стресс, но быстро распробовали. И к 1902 году «Кока-кола» стала самым популярным прохладительным напитком Америки.
К слову «Пепси-Колу», любимый напиток советских подростков 80х, тоже изобрел фармацевт, Калеб Брэдхем из Нью-Берда. Он запатентовал свою смесь экстракта колы и пепсина как средство от желудочных заболеваний.
И был не так уж неправ – в Израиле баночку «пепси» прописывают… врачи при кишечных расстройствах, чтобы уменьшить симптомы диареи и тошноту.
Грузинский лимонад
В России лимонады появились еще при Петре I. Вернувшись из Голландии, царь приказал подавать на ассамблеях прохладительные напитки с цитронами. Однако вплоть до XIX века лимонады оставались лакомством для знати.
Цитрусы стоили дорого, простой народ довольствовался квасом и кислыми щами в бутылках – эти напитки стоили гроши.
Лишь во второй половине XIX века в ресторанах, а затем и в аптеках стали появляться сатураторы. К сожалению, работали они на французских фруктовых сиропах, напитки оставались дорогими, а вкус желал лучшего.
Изменил ситуацию Митрофан Лагидзе, ученик аптекаря из Кутаиси.
Грузия жаркая страна, прохладительные напитки летом – самый выгодный товар. Молодой Лагидзе распробовал газировку и решил, что не стоит торговать заморским продуктом. Грузия богата целебными травами, из которых можно приготовить сколько угодно вкусных и полезных сиропов.
Бабушка Митрофана очень любила эстрагон – популярную грузинскую приправу. В народе эстрагон называли тархуном, а латинское название Artemísia dracuncúlus переводится как «полынь маленького дракона».
В отличие от «больших» родственников тархун не горчит, зато придает приятный вкус и красивый зеленый цвет. Внук развел сироп из бабушкиной приправы газированной водой и остался доволен результатом.
Газировка с сиропом
Первые прохладительные напитки Митрофан Лагидзе готовил у себя дома, в подвале. Не ограничившись тархуном, он попробовал использовать лимонный, апельсиновый, кизиловый сиропы, смешивал сложные композиции, а однажды даже взбил газировку… с мороженым, получив популярную «Крем-соду».
В России и Европе воды Лагидзе стали известны после успеха на Всемирной выставке напитков 1913 года. Высшую награду заслужили они и на всероссийской продуктовой выставке в Санкт-Петербурге. После этого воды стали поставлять к императорскому двору.
И после революции, лимонад Лагидзе выжил, а бывший хозяин стал директором — случай для СССР небывалый! В 1934 году запустили промышленное производство углекислого газа, и буквально через три года воду с сиропами Лагидзе стали продавать из автоматов по всей стране.
Во время Тегеранской конференции 1943-го воды подавали к столу на конференции мировых лидеров. Рузвельт увез с собой 2000 бутылок, а Черчилль упомянул «русский лимонад» в мемуарах. Сталин тоже не остался равнодушным: на тбилисском заводе оборудовали закрытый цех по выпуску напитков для Кремля.
Лагидзе автор более 100 рецептов газированной воды, включая «Байкал», «Саяны», «Дюшес» и «Ситро». Но главным своим достижением мастер полагал знаменитый «Тархун».
Сам Митрофан прожил 91 год, но дело его не угасло – внук и правнук Лагидзе управляют его заводом и строго следят за соблюдением дедовской рецептуры. А значит мы тоже сможем попробовать натуральный «Тархун»!