Намучившись со сбором членских и целевых взносов, оплаты потребленной электроэнергии, уплаты налога на земли общего пользования (ЗОП), контроля за ведением бухгалтерии в СНТ, обустройством дорог, водопровода и электросетей многие приходят к выводу о необходимости перехода из СНТ в деревню или поселок.
Правовые аспекты ликвидации СНТ описаны в ст. 28 217-ФЗ и ст. 61-64 ГК РФ.
Ст. 17 (пункт 23, часть 1) 217-ФЗ определяет процесс ликвидации юрлица, указывая на создание ликвидационной комиссии. В течение 3-х рабочих дней после принятия решения о ликвидации необходимо в письменной форме сообщить об этом в регистрационные органы, то есть уведомить их о том, что СНТ находится в процессе ликвидации.
Местная администрация устанавливает алгоритм действий, определяя количество жилых домов для образования нового муниципального образования, руководствуясь местным Законом об административно-территориальном устройстве.
Возможный механизм перехода
1. Проведение общего собрания садоводов о ликвидации СНТ как юрлица и переформировании его в сельское поселение (не менее 2/3 голосов от общего количества членов СНТ).
2. Утверждение на ОС ликвидационной комиссии, которая будет представлять интересы СНТ во всех гос.органах без доверенности.
3. Уведомление ИФНС о ликвидации СНТ.
4. Произведение полного расчета по договорам, заключенным от имени упраздняемого юрлица.
5. Составление и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационного баланса.
6. Направление заявления в Росреестр об отказе от права собственности на ЗОП, согласно ст. 56 "Особенности осуществления гос.регистрации прекращения права собственности на ЗУ или земельную долю вследствие отказа от права собственности" 218-ФЗ, с одновременной подачей документов для регистрации ликвидации СНТ и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ (с уплатой госпошлины).
4. Направление заявления в Энергосетевую компанию о принятии на баланс электросетей как бесхозяйных и переход на прямые договора с пониженным сельским тарифом.
5. Направление заявления в муниципалитет о решении ОС с приложениями всех остальных заявлений для изменения Плана территории и внесения в него вновь образованного образования.
Обоснование ликвидации СНТ и переформирования его в сельское поселение
- решение ОС членов СНТ,
- значительное увеличение стоимости возведения и ремонта объектов общей инфраструктуры (электросетей, газопровода и скважин),
- долги по земельному и иным налогам и платежам из-за нежелания садоводов оплачивать членские и целевые взносы,
- невозможность ведения совместной деятельности в рамках одного юрлица из-за конфликта вследствие массовых злоупотреблений членов СНТ.
Давайте рассмотрим плюсы такого перехода.
Во-первых, не надо оплачивать членские и целевые взносы, а также налог на ЗОП.
Во-вторых, электросети автоматически передаются в энергосбытовые компании как бесхозяйные, а все пользователи переводятся на прямые договора с энергосбытом. Таким образом, исчезает необходимость оплаты потерь и расходов на общее имущество (фонари, насосы и т.п.). Снизится тариф на электроэнергию (для сельского поселения он ниже).
Содержание дорог и их освещение ложится на плечи муниципалитета.
Если к вашему СНТ не ходил автобус, то теперь муниципалитет должен организовать транспортную доступность до вновь образованного поселка.
Вы официально получаете адрес и прописку, прикрепляетесь к определенной поликлинике, а ваши дети - к детсаду и школе.
Минусы ликвидации СНТ
1. Если муниципалитеты не изыщут денег на развитие нового поселка, то найдут УК, которая будет заниматься тем же, чем и правление СНТ, но только плату за свое обслуживание будет собирать ежемесячно. На выходе может получиться сумма больше, чем вы уплачивали ранее в СНТ.
2. Механизм перевода земель из категории для садоводства в категорию ИЖС достаточно длителен. А если вы так и останетесь в категории земель для садоводства, то у муниципалитета не будет никаких законных прав и обязанностей заниматься благоустройством вашей территории.
3. Заброшенные участки могут скупить коммерческие организации, которые построят на них гостиницы, автомойки и т.п., уничтожив тихую загородную жизнь.
4. Если все земли СНТ будут переведены в ИЖС, то, соответственно, возникнет необходимость построить дом в течение 3-10 лет ("Собственник ЗУ, предназначенного для ИЖС, должен приступить к использованию его по назначению в течение 3 лет", ст. 284 ГК РФ) во избежание начисления штрафных санкций, согласно КоАП.
Таким образом, прежде чем принимать решение о ликвидации СНТ и образовании сельского поселения (либо присоединении к деревне), надо взвесить все за и против, проконсультироваться в местных органах власти о конкретных требованиях и процедуре, посчитать денежные и временнЫе затраты.
Буду рада услышать ваши конструктивные предложения. Возможно, кто-то уже прошел этот процесс и сможет рассказать, с какими трудностями можно столкнуться на этом пути. В любом случае, тема актуальная, и многие держат ее в уме на будущее.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь в соцсетях и обсуждайте!