Новая экранизация Шекспира привлекает внимание всем, начиная с названия. Для знающего английский очевидна игра слов Hollow (пустой, неискренний, ложный) и Hallow (святой, праведный). Авторы экранизации явно претендуют на реализм и стремятся точно передать дух Шекспировских творений. Королевская власть показана как скопище интриг, коварства и человеческой подлости. Здесь уже нет героической патетики игры престолов, также претендующей на сверх-реализм при явном фэнтэзийном романтизме, который смягчает явный трэш. Фильм отличается не просто историчностью и реалистичностью, но принципиальным отсутствием романтизма.
Итак, экранизация действительно неплоха. Основой для нее послужили исторические хроники Шекспира. В центре внимания английские монаршие особы и их семьи. Первый сезон посвящен Ричарду II, Генриху IV, Генриху V. Во втором сезоне перед зрителем разворачиваются хроники Эдуарда IV и Ричарда III на фоне династической гражданской войны Алой и Белой розы.
Сам сериал несвеж – 2012-2016 годов, но в нем «зазвездилась» целая плеяда неплохих актеров: Бен Уишоу, Том Хиддистон, Джереми Айронс и Бенедикт Камбербэтч. Британский кинематограф порадовал качественным произведением на основе родной классики.
Изначально сериал задумывался как часть «Культурной Олимпиады» во время Летних Олимпийских игр в 2012 году в Лондоне. Шедевр от оскароносного Сэма Мендеса и режиссеров Доминика Кука, Ричарда Эйра и Руперта Гулда. Всего было снято два сезона и семь серий. В отличие от формата стандартного ситкома по «полчаса» «а потом баиньки перед работой» данный сериал предлагает уделить каждой серии два часа своего времени и предполагает «полное загружение» зрителя в атмосферу театрального действа.
Фильм действительно получился стоящим. Надо отдать должное создателям, сохранившим оригинальные тексты Шекспира. Российская сторона тоже «не подкачала» сделав качественный перевод. Так что, с точки зрения придирчивого литературоведа, сериал действительно качественный.
Если вы уже не новичок исторически-сериального жанра и в вашем послужном списке «Тюдоры», «Проклятые короли» и «Великолепный век» и т.д., то вам будет проще воспринять нарочито темную картинку оператора на фоне жарких баталий за власть английской знати на рубеже средневековья и нового времени. Все пороки человечества в «дорогом» королевском антураже специально для вас, а также аферы, убийства и предательства при невозмутимой истинно английской политкорректности.
Но будьте внимательны! Историческая хроника на то и историческая хроника, что изобилует подробностями. Легкого просмотра «под попкорн» не получится. Следите внимательно за развитием сюжета, иначе у вас появляются все шансы запутаться в династических связях и знатных родах. Как говорится, жанр обязывает.
Сериал приятно удивляет детальностью киноработы. Проработаны мельчайшие детали интерьеров, пейзажей, костюмов, а самое важное, речи героев, которые говорят на хорошем Шекспировском языке. Сама картина доставляет подлинное удовольствие истинному гурману исторических реконструкций.
Отдельно поговорим о подборе актеров и самой актерской игре. Роли получили те ,кто уже весьма известен в Британском кинематографе. Кэмбербэтч (в представлении не нуждается) Уишоу («Облачный Атлас») Джереми Айронс («Борджия»). Джуди Денч (Знаменитая Елизавета из «Влюбленного Шекспира») Эндрю Скотт («Король Лир») и др. Актерская игра убедительна и оригинальна с легким привкусом театральной наигранности, помноженной на классическую английскую чопорность и сдержанность. Приятно поражает камерность драматургии, чему не помешал даже размах финансовых затрат на декорации.
Если вы не столь консервативны и тяготеете к мультикультурализму и торжеству интернационализма, то вам точно понравится стратегический эпатажный ход режиссерской группы. С их стороны было весьма рискованным шагом отдать роль королевы Маргариты, жены Генриха VI, Софи Оконедо темнокожей актрисе. Режиссеры забавляются с историей еще и потому, что Оконедо на момент съемок было 46 лет, а Маргарита Анжуйская стала супругой Генриха VI в возрасте 15 лет. Но снимая Шекспира невозможно не пользоваться стилем самого Шекспира. Сам отец современной английской литературы с фактами обращался весьма вольно. Вспомним знаменитое – если факт противоречит красоте вымысла, то тем хуже для факта. Художественное произведение самодостаточно и не обязано соответствовать историческим источникам. Наличие вымысла делает хроники Шекспира интересными и читабельными. Но разве история точная наука? Шекспиру в отличие от историков хватало честности признать наличие вымысла в своих произведениях. Вообще фильм очень современен, несмотря на стремление к детальной аутентичности и передаче духа Средневековья.
Вы задумывались, что отличает подлинную литературную классику от пусть и хорошей, но преходящей литературы? Независимость от моды, глубина и понимание того, что очень многое в человеческой природе неизменно и просто и далеко не всегда человек предстает как «венец творения», ведь очень многое в этом венце в лучшем случае пусто, а в худшем – низменно и подло.
Если у вас в наличии свободный вечер, вы интеллектуал, любящий сложное кино и умеете получать удовольствие от масштабных работ исторического жанра, то это сериал для вас.
«Пустая корона» однозначный must have \ must see для самого взыскательного зрителя, который после просмотра точно захочет перечитать исторические хроники Шекспира.