Найти тему

Страна победившего капитализма или Как в Канаде бастуют учителя

Оглавление

В четверг и пятницу на прошлой неделе мой младший сын (он в 7 классе государственной канадской школы) в эту самую школу не ходил. Чему он безмерно рад, конечно, но сейчас не об этом.

Причина его легитимных мини-каникул звучит для меня, воспитанной в СССР, диковато – забастовка учителей.

Забастовка? Учителей?! Вы серьёзно?.. То есть, вы хотите сказать, что учителя во всей немаленькой провинции Онтарио как-то договорились и все дружно не вышли на работу два дня подряд? А до этого ещё два дня? И ещё, говорите, на следующей неделе тоже два дня не выйдут? И им за это ничего не будет?!

Афигеть! – говорит мой разум, моментально представляя, как мои собственные школьные учителя берут такие и не выходят на работу.

«Нас не устраивает, что ежегодное повышение зарплаты еле-еле покрывает инфляцию, мы хотим больше!» Или вот ещё: «Мы требуем прекратить уменьшение финансирования школ и сокращение учительских позиций!» Пытаюсь представить такое из уст любого из знакомых мне учителей из нашей, советской и постсоветской реальности, и не могу.

Это просто параллельный мир какой-то, ей-богу!

И он становится ещё более параллельным, когда я вспоминаю советскую пропаганду, в которой нас учили, как в капиталистических странах притесняют и эксплуатируют трудящихся.

Сейчас, глядя на юнионизированную Канаду, я понимаю, что эксплуатировали тех же учителей, скорее, на одной шестой части планеты Земля. А с канадскими трудящимися уже тогда, во времена СССР, дела обстояли гораздо лучше.

Но это всё лирика, давайте ближе к телу, как говорил Мопассан.

Нынешняя забастовка учителей уже не первая на моей памяти в Канаде. Но первая серьёзная, где дошло до невыхода учителей на работу. Все предыдущие до этой стадии не доходили, и правительство заключало коллективный договор с профсоюзами довольно быстро.

Но, чтобы вам стала понятна нынешняя динамика отношений между профсоюзом учителей и правительством нашей провинции, необходим короткий экскурс в историю профсоюзного движения и немного статистики.

Итак, что мы имеем. В Канаде существует более 700 профсоюзов (776 было в 2015 году). Их легитимность закреплена законодательно, и не дай бог работодателю чинить препоны в их работе – штрафы будут огромные.

Канада является одной из наиболее юнионизированных стран в мире.

В 2014 году процент юнионизации в среднем по Канаде составлял 28.8%, доходя в Квебеке до 37%.

Карта, показывающая уровень юнионизации в США и Канаде в 2018 году
Карта, показывающая уровень юнионизации в США и Канаде в 2018 году

В США, к примеру, этот уровень в 2018 был всего 10.5%. Европа от нас отстаёт, имея средний уровень в 23%. Страны ЕС в этом смысле очень сильно разнятся. Например, в Исландии 91.8% рабочей силы состоят в профсоюзах, а в локомотиве европейской экономики Германии – всего 18%. Но недавние забастовки работников транспорта в Париже ясно показывают, что профсоюзное движение в Европе пока ещё вполне ого-го.

В 19-ом и первой половине 20-го веков профсоюзы в Европе и США возникли и бурно развивались на фоне стремительной индустриализации промышленности. Они сыграли важнейшую роль в выстраивании паритетных отношений между бизнесом и рабочим классом. Именно они, профсоюзы, отстояли и сделали обыденной реальностью 8-часовой рабочий день, оплачиваемый отпуск и пенсионные отчисления.

Но, начиная с 60-х годов прошлого столетия роль и охват профсоюзного движения стали падать повсеместно. На это было несколько причин.

Во-первых, адекватные нормы труда стали частью законодательства многих стран. Например, в Канаде есть специальный закон (Employment Standards Act), который устанавливает ясные нормы и обязательства работодателей по отношению к своим сотрудникам. Например, гарантированный двухнедельный оплачиваемый отпуск, минимальную ставку оплаты труда, оплату сверхурочных, процедуру увольнения и т.д.

Во-вторых, в США профсоюзное движение сильно скомпрометировало себя отношениями с мафией. Насчёт Европы не знаю, но, думаю, и там тоже обошлось не без этого. Но в Америке произошло, можно сказать, сращение профсоюзного движения с мафиозными структурами.

Недавний «Ирландец» Мартина Скорсезе вам в помощь в получении информации по этому вопросу. Я посмотрела этот фильм с удовольствием, хоть он всё-таки оказался излишне затянут (три с лишним часа, это вам не хухры-мухры). Но это Скорсезе, он так видит, и фильм получился неплохой. Хотя бы ради игры Роберта де Ниро и Аль Пачино его однозначно стоит посмотреть.

Ну вот, опять я отвлеклась…

Особенно сильно уровень охвата профсоюзами упал в 80-90-е годы прошло века. Например, в Канаде в 1981 году этот показатель был 37.6%, доходя в том же Квебеке до 45%.

Коллективный договор профсоюза с работодателем заключается на несколько лет и регулирует всё – уровень зарплат и их роста, сверхурочные, отпускные и больничные дни, бенефиты и пенсии, а также порядок найма и увольнения. И каждый раз, когда очередной договор заканчивается, профсоюз от имени своих членов начинает требовать от работодателя лучших условий, чем были в прежнем, угрожая забастовками. Собственно, нормальная профсоюзная практика, сложившаяся ещё на заре движения.

И в современной Канаде забастовки разного рода происходят постоянно. Например, в нулевых регулярно бастовали коммунальщики, в частности, мусорщики. Эти службы были частью госсектора, который у нас давно и прочно юнионизирован. Бастовали они частенько, выбирая, к тому же, хорошее время для этого, например, лето, когда температура в Торонто может доходить до 30 градусов.

Однако, мятежный мэр Торонто Роб Форд положил конец подобным забастовкам очень элегантным способом. Он руководил городом в 2010-2014 году, а мятежность его состояла в том, что он резко выступил против засилья профсоюзов и городских политиков левого толка, их поддерживавших. «Хватит выкручивать нам руки и перекачивать деньги налогоплательщиков в свои и без того набитые карманы!» - заявил Форд и не стал продлять контракт с профсоюзом коммунальщиков, отдав вывоз мусора в западной части Торонто частным структурам.

Красивый кадр: бастующие учителя на фоне символа Торонто - башни CN Tower
Красивый кадр: бастующие учителя на фоне символа Торонто - башни CN Tower

Надо ли упоминать, что с тех пор мусорщики в Торонто (в его восточной части, которую эта реформа не успела коснуться) не бастуют? 😊

Вопрос о современной роли профсоюзов, конечно, не прост и однозначных ответов не имеет.

Левое политическое крыло считает их роль по-прежнему прогрессивной, всячески поддерживает и идёт на любые уступки профсоюзам, когда у власти. Например, контракты с учителями продлялись на условиях профсоюзов прежним либеральным правительством Онтарио почти без борьбы.

Но в 2018 году жители Онтарио поставили у руля провинции не либералов, а консерваторов. А те сказали: ребята, давайте экономить, сокращать огромный долг провинции и вообще жить по средствам.

И экономить решили, в том числе, и на зарплатах учителей. Что последним, конечно, не понравилось. Вот отсюда и родилась нынешняя забастовка, конца которой пока не видно. Посредники и медиаторы активно пытаются усадить стороны за стол переговоров и найти компромиссный вариант, но он пока не находится.

Например, правительство предложило увеличить количество учеников в классах (c 25 до 28) и ввести несколько онлайн-курсов в старшей школе. Профсоюз резко выступил против, и Министерство образования после долгой борьбы отступило, вернув опять цифру 25 и с онлайн-курсами пока непонятно, будут или нет.

Население провинции с консервативными взглядами не очень сочувствует учителям, если честно. Ведь средняя зарплата учителя значительно превышает среднюю по стране и даже средний доход домохозяйства.

Гугл утверждает, что средняя зарплата учителя старшей школы в Онтарио $87 тысяч в год, а его коллеги из начальной школы - $82 тысячи. И это без бенефитов, стоимость которых может составлять ещё пару десятков тысяч баксов как минимум. А среднестатистическая семья в Онтарио зарабатывает $75 тысяч. Однако...
Гугл утверждает, что средняя зарплата учителя старшей школы в Онтарио $87 тысяч в год, а его коллеги из начальной школы - $82 тысячи. И это без бенефитов, стоимость которых может составлять ещё пару десятков тысяч баксов как минимум. А среднестатистическая семья в Онтарио зарабатывает $75 тысяч. Однако...

То есть, среднестатистический учитель (один!) зарабатывает на 7-12 тысяч в год больше, чем среднестатистическая онтарийская семья (в которой обычно работают двое). Плюс имеет двухмесячный отпуск, плюс роскошные бенефиты и пенсию на уровне средней зарплаты по стране.

Кстати, об учительских заработках я подробно писала вот здесь: как живётся учителю в Канаде.

Это я ещё не упоминаю там о больничных днях, которые являются предметом зависти многих.

Итак, согласно коллективному договору, учитель в Онтарио имеет право на 11 больничных дней в году, которые оплачиваются полностью, и ещё на 120, которые оплачиваются на 90%. Плюс можно переносить неиспользованные больничные дни на следующий год, а при выходе на пенсию получить оплату за 200 неиспользованных больничных дней.

Чтобы было понятно, о каких суммах тут идёт речь, сделаю такой грубый подсчёт. Я, правда, не знаю, сколько у учителей рабочих дней в году и как считается стоимость дня. Я возьму стоимость обычного 7-часового рабочего дня для офисного работника, хотя, по идее, у учителя она должна быть выше. Так вот, 200 дней по $315 (если берём зарплату 82 000 в год) составит 63 000 долларов, это до вычета налогов, конечно. Но, даже если мы возьмём по ставке 40%, всё равно останется чистыми около 40 000. И это деньги не за работу, а просто так, как вы понимаете. Которые платятся из собираемых провинцией налогов, и могли бы быть потрачены на что-то другое.

Так что возмущение налогоплательщиков по поводу учительских притязаний понять можно. И точно так же можно понять возражения учителей, которые говорят, что нести ответственность за детей сложно, работа у них стрессогенная, непростая и подрывает здоровье. Это тоже правда.

В этом смысле мне сложно встать на чью-то сторону. Я дочь учительницы начальных классов и очень хорошо видела, насколько это нервная и ответственная работа. И я очень рада, что в Канаде она оплачивается достойно. Но и позиция правительства, которое считает, что учителя могли бы и унять некоторые свои аппетиты, тоже понятна. Экономить надо, все вроде за, но никто не хочет экономить на себе 😊.

Я считаю, что и в образовании, и в других сферах государственных услуг в Канаде есть много раздутых штатов и неэффективных статей расходов. Но, привыкнув к такой жизни, никто не хочет с ней добровольно расставаться. Никто не хочет сокращать долги провинции и балансировать бюджет деньгами из своего кармана, это факт.

Общественный резонанс - важнейшая составная часть любого забастовочного процесса. Бастующие хотят, чтобы население, страдающее от забастовки, надавило на правительство, а потому бастует всегда демонстративно
Общественный резонанс - важнейшая составная часть любого забастовочного процесса. Бастующие хотят, чтобы население, страдающее от забастовки, надавило на правительство, а потому бастует всегда демонстративно

Всё чаще в канадском обществе слышны голоса о том, что профсоюзы отжили своё и становятся, скорее, тормозом развития экономики. Ведь никто уже давно никого не угнетает, все трудовые нормы строго соблюдаются, и профсоюзы лишь высасывают из бизнеса все соки. Да, где-то случается и такое. Но также очевидно и то, что профсоюзы не дают работодателям сокращать издержки за счёт урезания зарплат и льгот и дискриминировать работников по разным признакам, например, по гендерному. Думаю, не будь профсоюзов, работодатели бы получили серьёзный карт-бланш и свободу действий. Ведь сейчас в Канаде даже не юнионизированные работодатели не обижают своих работников в том числе потому, что опасаются прихода профсоюзов в их компании и роста издержек в этой связи.

В колледже, где я получала сертификат по HR менеджменту, у нас был целый отдельный предмет – Labour Relations. Изучали мы его весело и с огоньком. У нас была ролевая игра. После изучения теории группа разделилась на две партии – профсоюзы и менеджмент – и провела настоящие переговоры по заключению контракта. Было очень классно!

Кстати, были в нашем курсе кейсы, в которых после юнионизации владельцы разорялись и теряли бизнес, вся прибыль от которого уходила на постоянно растущие зарплаты и прочие льготы работникам. Жадность фраера сгубила 😊.

В этом смысле профсоюзы, конечно, из частного бизнеса все соки не высасывают, понимая, что тем самым будут рубить сук, на котором сидят. Поэтому их основная мишень – это госсектор и деньги налогоплательщиков, которые не кончаются, и откуда можно постоянно черпать на улучшение качества своей жизни.

Разрыв между благосостоянием работников государственных и частных структур в Канаде, действительно, огромный и растёт с каждым годом, а при этом квалификация сотрудников зачастую невысока. К тому же, члена профсоюза очень сложно уволить, поэтому госструктуры переполнены людьми с низкой производительностью, которые просто защищены от увольнения коллективным договором, и которых давно бы уже погнали с работы, будь они в частном секторе.

Это тоже реальность, увы.

Лично я не против того, чтобы учителя жили ещё лучше, чем сейчас. Но тот рост зарплат, который они хотят получить, это, на секундочку, почти 7 миллиардов долларов, которые правительству нужно где-то найти. «Мы бы рады сделать вашу жизнь лучше, но у нас нет денег, чтобы оплатить эти ваши котелки» - говорит профсоюзу правительство. «Ну, найдите… возьмите у кого-нибудь другого или в долг, - отвечает им профсоюз. – Мы хотим жить хорошо прямо сейчас!»

Так что да, профсоюзы реально защищают интересы работников, делают это неплохо, но главный вопрос - в чём они видят этот интерес? В том ли, чтобы гарантировать свои членам хорошие зарплаты, пенсии и прочие плюшки, и неважно, какой ценой для экономики провинции? Или всё-таки в том, чтобы вместе с ростом их личного благоденствия развивался и тот сектор экономики, в котором они трудятся? Очень часто, к сожалению, этот баланс не выдерживается. Хотя, конечно, все стороны пытаются балансировать, понимая, что компромисс необходим.

-5

И ещё: главный лозунг нынешней забастовки звучит как “Fair deal or no deal” (Или справедливый контракт или никакой). С некоторых пор слово «справедливость» стало вызывать у меня негативные ощущения. Его пихают везде и всюду, потому что люди очень активно реагируют на идею справедливости, и на этом очень легко раскачивать эмоциональные качели.

Но в жизни нет и не может быть справедливости. Это миф. Суррогат, которым власть имущие кормят электорат, а он с удовольствием ест с руки, причмокивая от удовольствия. Ну, ещё бы, какая «вкусная» идея – что существует справедливое распределение ресурсов, и надо только его найти.

Справедливости нет.

Ресурсы можно делить либо по праву сильного, либо в соответствии со здравым смыслом, который задаётся ценностями и приоритетами определённых групп людей на текущий момент времени. А споры о справедливости заводят в тупик, из которого нет выхода, и тогда ресурсы распределяются под нажимом стороны, оказавшейся сильнее в данных обстоятельствах. Потому что справедливость для одного всегда будет за счёт другого.

Но… ждать подобного уровня размышлений от власть имущих нам пока не приходится, и мы ждём, чем же закончится нынешнее жёсткое противостояние учительского профсоюза и правительства провинции.

P.S. Кстати, правительство выплачивает всем семьям с детьми, посещающими образовательные учреждения, затронутые забастовкой, по $25-60 за каждый день акции. На покрытие расходов по размещению детей в лагерях и продлёнках в эти дни. На сайте правительства сообщают, что будут оплачены все дни до конца забастовки, чем бы она ни закончилась. Пошла подавать заявление.

-----------------------

Больше интересных и полезных материалов по психологии эффективной жизни читайте в моём Полном курсе счастливой жизни. А про канадскую жизнь и иммиграцию - вот здесь, в моём канадском блоге. А в "Киноклубе" - больше рецензий на хорошие фильмы и сериалы.

Так же буду вам рада на своей странице в Фейсбуке: https://www.facebook.com/ElenaGalochkina2018. Там много интересных дискуссий, канадских новостей, и вся правда о моей жизни.