Найти в Дзене
Campaign Insider

Сколько зарабатывают на выборах?

Оглавление

В нашей профессии не принято говорить о зарплатах публично. В США существуют открытые списки богатых и успешных политтехнологов обеих партий, есть различные реестры и свои аналоги списка Forbes. В России такого нет или мне не удалось их найти. Есть отдельные рейтинги или заброшенные проекты вроде IZBASS (олды тут?).

А молодые спрашивают, интересуются. Ведь не зря они поступали на политфак своего университета. Перспективы трудоустройства волнуют всех. Поэтому я решил расспросить несколько коллег о том, сколько получают специалисты на выборах.

И вот что ответил один из специалистов на рынке:

Нет устоявшихся расценок: иные наглые проходимцы продают тупую консультацию в духе Капитана Очевидность за 100 килорублей, в то время как мегапрофессиональные мэтры за ту же сумму сопровождают месяц избирательной кампании.

По своему опыту могу сказать, что ценник, который легко обосновать перед клиентом, часто зависит от того, участвовал он уже в выборах или нет. Если нет, то его ожидания будут отталкиваться, условно говоря, от средней зарплаты в его городе. Поэтому даже средний по меркам политического рынка гонорар заставит его челюсть отвиснуть.

Условно я бы поделил расценки сопровождения на четыре группы.

1. 100-150 тысяч за месяц сопровождения

На такие деньги может согласиться неадекватно скромный или начинающий консультант, консультант в период тотального безрыбья в межсезонье, либо если сопровождаемый проект абсолютно не напряжённый (дистанционный формат с визитами раз в месяц, например, или фоновый либо спойлерский проект).

2. 200-350 тысяч за месяц кампании

В данном диапазоне гонорар назначит крепкий середняк, местечковый гуру, либо если речь идёт о довольно шаблонном проекте, при этом сопровождается один уровень выборов (муниципалитет или региональный «куст»), хотя заказчик, конечно, попытается навязать сопровождение всех уровней выборов, проходящих одновременно.

3. 350 - 600 тысяч за месяц электоральных тревог

За такие деньги будет работать вполне состоявшийся профи, середнячок на партнёрском откате (часть гонорара, иногда чисто символическая, отдаётся тому, кто пристроил на проект), либо середнячок-счастливчик, урвавший щедрого клиента.

4. От 600 тысяч до 1 млн. за месяц сопровождения кампании

Столько будут стоить услуги раскрученной «звезды» политконсалтинга, профи на партнёрском откате (тут обычно речь уже не о символизме), либо опять же профи-счастливчик, урвавший жирного клиента.

Это все, конечно, очень условно. Бывает, что «звезда», находясь по самые брови в долгах, или не являясь столь уж финансово состоявшимся, как пытается изображать, берется вести проект за сотню. Бывает, что новичок волею случая поднимает 700-тысячный контракт. Рынок политконсалтинга предельно неформален, тут нет единой тарифной сетки. Но в среднем где-то так.

Материал подготовилиполиттехнолог Павел Дубравский (Campaign Insider)