Найти тему
О закупках

Просто о закупках: Компетенции управленца в сфере закупок

Всем привет, это мой канал "О закупках" !

Данная статья является больше информационной и позволит человеку далекому от закупок влиться в данную тему!

================================================================

Статьи написаны простым языком и предназначены для неокрепших умов :D

================================================================

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

В данной статье мы разберем какие профессиональные компетенции необходимы управленцу в сфере закупок и почему.

================================================================

Для начала я бы хотел раскрыть тему управленца, кто он и для чего нужен. Управленец- это руководитель, в обязанности которого входит планирование и контроль рабочего процесса, но современный управленец не может следить только за внутренним процессом в его обязанности входит также мониторинг внешних моментов. Современный управленец должен тянуть за собой людей и делать больше чем все его подчиненные, а не сидеть на кресле и раздавать указания, он должен быть частью рабочего процесса и помогать тем, кто отстает от остальных.

У руководителя должны быть такие профессиональные компетенции как: лидерство, стратегическое мышление, технические компетенции, организаторские способности и как было сказано выше собственная эффективность.

Я считаю, что у управленца сферы закупок профессиональные компетенции не отличаются от компетенций рядового руководителя, но имеют свои дополнения.

Руководитель в сфере закупок должен уметь лучше всех работать в
единой информационной системе, анализировать поступившие замечания и предложения от своих работников по поводу закупок, которые были оговорены на общественном обсуждении, но как по мне руководитель должен не просто получать эту информацию, а участвовать в этом обсуждении, чтобы заметить то, что могло проскочить мимо ушей.

Хочется заметить, что, перечисляя данные умения, а точнее профессиональные компетенции руководителя нет ощущения его профессионализма, а скорее похоже на менеджера среднего звена в маленькой конторе.

Как мне кажется руководитель в сфере закупок- это машина, которая знает и умеет все, который всегда в курсе всех событий и цен на ЕИС. В его профессиональные компетенции должно входить умение подготавливать план-закупок, план-график, вносить в них изменения, формировать НМЦК и конечно же работать с закупочной документацией. Это можно объяснить тем, что работа в сфере закупок достаточно сложный процесс, а научить ему по учебникам невозможно, как минимум и за отсутствия необходимых учебных пособий. Поэтому управленец должен уметь делать все сам, чтобы учить новичков, а также что, наверное, самое важное контролировать то как работают его подчиненные и не допускать ошибок, которые в данной сфере деятельности стоят как денег, так и времени.

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Также управленец в сфере закупок должен владеть такими важными навыками как: обеспечение подготовки обоснования закупки при формировании плана закупки, организации на стадии закупок на стадии консультаций с поставщиками в целях определения состояния конкурентной среды. Умение вести переговоры с поставщиками важная компетенция, так как она позволяет грамотно вести диалог с поставщиком и объяснить в аспекты заказа, а также находить компромисс в спорных ситуациях.

Исходя из всего вышеперечисленного, мы получаем, что необходимые профессиональные компетенции управленца в сфере закупок сочетают в себе знания о его сфере деятельности, лидерские качества и человеческие качества. Управленец государственных или муниципальных закупок должен быть всегда осведомлен о ситуациях внутри так и вне компании. Он должен уметь анализировать рынок и знать где искать более выгодные товары или услуги. Руководитель должен знать все законы и уметь ими оперировать в спорных ситуациях, порой этого умения часто не хватает, из- за чего компании теряют время и деньги.

Также руководитель обязан быть частью команды, чтобы следить за своими подчиненными и решать конфликтные ситуации между его работниками, а также мотивировать их. Если руководитель находится далеко от своих подчинённых, то теряется драгоценное время на решение вопросов и задач. Следует понимать, что не только руководитель должен быть близок работникам, но и работники к руководителю, поэтому руководитель должен уметь располагать к себе людей, я считаю, что в современном мире телефонов и смс мессенджеров это умение можно отнести к профессиональным компетенциям, так как люди стали проводить больше времени в телефоне, а не общаясь напрямую при встрече, что влечет за собой проблему с коммуникацией в команде.

Руководитель обязан проводить грамотный отбор сотрудников, так как в сфере закупок не каждый сможет работать, а терять время на объяснения элементарных вещей глупо, поэтому руководитель должен грамотно составлять планирование потребности в персонале, а также следить чтобы все работники проходили тестирование и переквалификацию. Управляющий также должен следить средствами, которые были выделены на закупку, чтобы они были использованы эффективно, а что самое главное результативно.

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Таким образом, управляющие в сфере закупок должны уметь создавать долгосрочные бизнес-планы с учетом основных тенденций на рынке. Для закупок товаров важно тщательно обдумывать тактические и стратегические шаги и понимать возможные последствия таких действий. Профессионал должен обладать глубокими знаниями процессов и продуктов. Он выбирает слова и действия, которые окажут положительное влияние на группу или отдельного человека. Для решения проблем руководитель должен уметь сосредоточиться на основных причинах и разрабатывать различные возможные решения. Современные менеджеры по закупкам должны оценивать и анализировать тенденции на рынке, а также уметь преобразовывать информационные технологии в гибкие и эффективные решения. С развитием технологий система закупок становится все более автоматизированной, и практикующие специалисты должны быть в состоянии адаптироваться к новым условиям.

Сотрудники по закупкам должны изучать и внедрять новые технологии. Важно уметь пользоваться новым программным обеспечением и инструментами на ежедневной основе для того, чтобы визуализировать, формулировать и решать проблемы различной сложности на основе всей доступной информации. Владея аналитикой, специалист лучше понимает рынок и его тренды, производителей и поставщиков, возможный бюджет и пути для оптимизации затрат. Руководители часто общаются с поставщиками, клиентами и бизнес партнерами, а также с руководством компании и другими сотрудниками компании. Поэтому отличные навыки коммуникации очень важны. Эксперт по закупкам должен уметь четко выражать свои мысли как в письменной форме, так и в беседе. Хороший руководитель также должен уметь слушать, чтобы лучше понимать потребности и проблемы коллег и поставщиков. Важна также способность убеждать, влиять и изучать позиции и альтернативы для достижения наилучших результатов, которые будут соответствовать стратегическим целям закупок организации.

Компании, которые имеют прочные и содержательные отношения со своими поставщиками, имеют неоспоримое преимущество перед конкурентами. Надежность и компетентность являются основой для хороших отношений с партнерами. Поставщики часто видят в закупщиках опытных советников, которые могут предлагать новые идеи и совместно находить пути для повышения эффективности бизнеса. Умение управлять проектами и нацеленность на результат.

Данная компетенция предполагает умение управлять процессом закупок путем разработки и успешной реализации проектов. Распределение функций, установление сроков и постановка целей имеют первостепенное значение для руководителя отдела закупок. Специалист по закупкам должен постоянно стремиться к улучшению процесса закупок в соответствии с внутренними стандартами компании. Его предложения и решения должны быть финансово обоснованы исходя из бюджета закупок. Эти компетенции очень важны для руководителей по закупкам.