Найти тему
Марк Федоров

Эти сложные дети...

Нам часто задают вопрос: "Я стараюсь принимать своего ребенка таким, какой он есть, но значит ли это, что я не могу себе позволить на него сердиться?"

Конечно же, нет. Вы имеете на это полное право. Очень опасно копить в себе отрицательные эмоции, долго их прятать. Ведь потом может последовать настоящий взрыв. Это справедливо и во взаимоотношениях со взрослыми, и, разумеется, полностью относится к нашим детям. Мы просто обязаны выражать недовольство. Но необходимо знать, что делать это нужно особым способом. На наших курсах детской и подростковой психологии мы учим, как это делать, и, поверьте, то, что кажется сначала невероятно трудным, постепенно становится привычкой.

Стоит запомнить основные правила:

Выражайте недовольство поступком, но никогда самим ребенком. Только его отдельными действиями. Так вы отделите его самого от его дурного поступка;

Не спешите осуждать его чувства или желания, каким бы непозволительными они вам ни казались.

Еще одна проблема, знакомая родителям - нежелание ребенка делать то, что ему положено, учиться, читать, помогать по дому и т.д. И родители часто решают эту проблему самым неподходящим способом. Они идут на "подкуп", давая ребенку взамен выполненных им обязанностей, деньги, либо предоставляя ему какие-нибудь желанные вещи и удовольствия. Это может дать вполне предсказуемый, негативный и опасный результат. Претензии ребенка растут, требования становятся все более настойчивыми. И вы идете на поводу этого порой неравноценного обмена, когда принцип "ты мне - я тебе" приобретает самые уродливые формы.

Более того, таким образом вы лишаете вашего ребенка интереса в жизни. Звучит невероятно, но это факт. Недавние исследования в области психологии показали интересный и красноречивый результат. Был проведен эксперимент со студенческими группами. Одной группе стали платить за игру в головоломку, которой они всегда очень увлекались. И что получилось? Постепенно группа к этой игре охладела и стала играть реже, несмотря на плату. Группа не получавшая оплаты играла с прежним энтузиастом. Тут прослеживается интересный механизм. Психика человека устроена так, что увлеченно и успешно он занимается теми делами, которые выбирает сам, по своему внутреннему порыву. Оплата снижает энтузиазм, получается, что это уже не личное творчество, а просто зарабатывание денег, как бы ни парадоксально это звучало. Эти исследования наводят на серьезные размышления о школе и принципах "оценочного" образования. Ученику не просто вменяется в обязанность изучить материал, но и получить оценку. То есть, своего рода, плату. Не разрушает ли это естественную тягу ребенка к познанию мира, к индивидуальному творчеству.

Мы уверены, что следует быть особенно осторожными с внешним стимулированием детей. Надо помнить, что личность развивается лишь в той деятельности, которая приносит ей радость, к которой есть настоящий, а не навязанный интерес.

Проблема ответственности за своего ребенка тоже часто по-настоящему мучает родителей. До каких пор ее нести, и какой она должна быть?

Постепенно, но не сразу, снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка. Позволяйте ему сталкиваться с отрицательными последствиями его действий или бездействия, если такое произойдет. Поверьте, ваш сын или дочь будут расти с пониманием того, что за все в этой жизни приходится отвечать, научатся отличать хорошее от дурного.