Вопрос “Зачем компании нанимают консультантов?” Уже рассматривали многие. Об этом точно говорили ребята на YouTube канале Fless, писал телеграм-канал “Большая Русская Тройка”, и совсем недавно стартовавший телеграм-канал “Inside Consultant’s Brain”. Мы думаем, что не лишним будет изложить и наше понимание того, зачем, компании зовут консультантов. Также мы рассмотрим этот вопрос больше со стороны HR, потому что компании зовут HR-консультантов на определенный периметр задач и проблем (не всегда осознавая, что вопрос гораздо шире, чем кажется на первый взгляд).
Топ-3 причины, почему компании нанимают консультантов.
1. Взгляд со стороны.
Часто руководство замечает, что в компании начинаются или вот-вот начнутся проблемы, что она работает не так эффективно как могла бы, что их инициативы внедряются не совсем так, как руководству бы этого хотелось. Но при этом руководители компании, которые занимаются ежедневными операциями, могут не всегда точно знать, где искать корень проблемы и не всегда обладать полной информацией, поэтому они приглашают консультантов, которые “свежим взглядом” посмотрят на компанию. Кроме того, консультанты обладают логическим и структурным мышлением, поэтому достаточно быстро и детально разбирают ситуацию в компании на конкретные составляющие и раскрывают глаза руководству на не самые очевидные взаимосвязи, проблемы и решения.
2. Экспертиза и знание рынка.
Наверное, этот пункт можно было бы даже поставить на первое место, и эта причина особенно характерна для компаний, которые не занимают лидирующее положение на рынке. Очень частый вопрос, который мы слышим звучит как:”а как делают другие компании?”. Для HR-консультантов это еще более актуально, далее в статье расскажем, почему. Кроме того, поскольку консультанты регулярно изучают рыночные ситуации, проводят исследования, отслеживают рыночные тренды, чаще всего, они могут посоветовать наиболее “свежие” решения для компании.
3. Договориться со всеми и чтобы было на кого свалить.
Не самая красивая причина, но тоже немаловажная. Если честно, в этом высказывании даже две причины сразу. Договориться со всеми - это очень важная функция в каждом проекте любого консультанта. Убедиться, что все стейкхолдеры смогли объяснить свое видение и понимание ситуации, выслушать их, а затем убедиться, что все стейкхолдеры одинаково понимают рекомендации и принимают результаты проекты - это один из ключевых факторов успешного проекта. А зачастую тот факт, что стейкхолдеры (чаще всего - это первая линейка менеджеров) стали лучше договариваться между собой, оказывается не менее важным результатом проекта, чем разработанная стратегия/процессы/продукт. К сожалению, часто компании приглашают консультантов и для того, чтобы можно было с их помощью принять трудное решение или непопулярные меры. Например, в том случае, когда компания проводит оптимизацию и сокращает персонал, это все может быть объяснено рекомендациями консультантов, измененной по их совету стратегией.
Говоря о HR-консалтинге, можно выделить еще несколько важных причин, почему компании зовут нас.
1. Знание рынка и рыночные данные.
В нашей практике это еще более частая причина, поскольку часто HR-консультанты работают с рыночными данными по вознаграждению, собирают данные по численности функций в компаниях, данные по вовлеченности сотрудников, данные по организационным структурам и др. Поэтому очень часто клиенты обращаются для проведения бенчмарк-анализа, чтобы посмотреть “что делает рынок”.
2. Внедрить конкретную методику.
С таким запросом клиенты к HR-консультантам также обращаются довольно часто. В данном случае речь, в первую очередь, идет о создании системы грейдов, поскольку в мире существует несколько качественных признанных, сертифицированных методологий (Mercer, PwC Strata, Hay), которыми пользуются многие организации в мире. Поэтому зачастую клиенты обращаются именно с запросом внедрить конкретную методологию.
3. Выполнить проект, когда не хватает собственных ресурсов.
Данный запрос наиболее характерен для крупных комплексных организаций, в которых ввиду огромного масштаба зачастую сил внутренних функций не хватает для реализации проекта. Поэтому чтобы не формировать внутри постоянную команду, компании приглашают консультантов, чтобы быстро и качественно выполнить проект.
Есть также несколько досадных запросов, с которыми обращаются компании к консультантам. Такие запросы нужно или трансформировать в более существенные, или вовсе отказываться от них.
Подтвердите, что мы сделали все правильно.
С таким вопросом тоже иногда обращаются клиенты, которые самостоятельно разработали решения и просят нас их проверить. Такой запрос интересен тем, что он на самом деле очень часто выводит на совершенно иные проблемы, отличные от того запроса, с которым пришел клиент. К сожалению, бывает и так, что клиенту нужен просто логотип консультантов на решении, которое он придумал. В этом случае клиент оказывается совершенно не готовым к восприятию каких-либо рекомендаций и советов.
Надо потратить бюджет.
Еще одна из досадных причин, по которой компании зовут консультантов - “у нас остался бюджет, хотим потратить по-умному”. От таких запросов нужно отказываться, потому что по по факту клиент опять же не хочет решать никакую задачу или проблему. А когда неизвестно, какую проблему решать, то любое решение будет неверным. “Если ты не знаешь, куда ты едешь, то тебе подходит автобус любого маршрута”.
"Все так делают"
Как ни странно, но это тоже может быть одной из причин, почему компания-клиент обращается к консультантам. Разумеется, открыто никто такую причину не назовет. Но бывает так, когда некоторые крупнейшие игроки отрасли уже поработали с консультантами, то остальные игроки тоже стремятся привлечь консультантов к работе для внедрения какого-либо решения.
_________________________________________________________________________________________
Итак, получается, что чаще всего консультантов приглашают для того, чтобы найти проблему и предложить ее решение, поделиться экспертизой и знанием рынка, поспособствовать тому, чтобы в компании все начали договариваться друг с другом и разделяли общие идеи и ценности. На самом деле, именно в случае, когда удается найти то решение, которое позволит компании повысить свою эффективность, и при этом это решение будут разделять все стейкхолдеры, тогда можно сказать, что проект консультантов удался.