Найти тему
Горячие корочки

Густав Климт. Как жить ярко, улыбаясь Смерти.

-2

Мы все знакомы со смертью. Кто-то накоротке, кто-то уже полагает, что от «Вы» постепенно переходит с ней на «Ты». В любом случае, смерть нам знакома во всей многогранности своих проявлений. От мрачных финалов Андерсена, менторской кончины пары Ромео-Джульетта, через монотонные волны рифм Гомера - к бесчисленной череде погибших. Не буду перечислять. У каждого свой список. 

Смерть в искусстве поразительна, возвышенна и значительна. Художник, повинуясь законам жанров, не способен убить героя походя, ненароком. Прощание несет смысл, является мощным и ярким мазком на картине мира создателя. Уверена, что на своем пути вы пролили немало слез над умершими, не раз перечитали, перемотали, пересмотрели, чтобы еще раз с содроганием убедиться – герой убит автором. Чуда не случилось. Зачем? Об этом мы еще поговорим. А пока я хочу поделиться с вами теми смертями в искусстве, которые меня лично поразили больше всего. 

И начну с очень чувствительной, символичной и честной для меня картины. 

Жизнь ее автора – опровержение смерти в концентрате, в кубе, в катализе со всеми соками и красками, что представляют собой квинтэссенцию бытия. Маэстро Густав был эпатажен, хулиганист, скандален и, уж простите, блудлив до чрезвычайности. Не буду вдаваться в факты его биографии, Гугл все расскажет. Упрощенно – человек жил быстро, на всю катушку и настолько красиво, насколько сам себе это представлял. И вот его картина. «Жизнь и смерть». Из тех, которые не послания, не пророчества. Перед ней не ищешь ответа, что художник хотел… И вопросы, и ответы – личное занятие смотрящего.

Она несчастна. Она бесконечно несчастна, Смерть, с этим нелепым, кроваво-бордовым топорищем в руках. С этой жалкой, неизбежно злобной ухмылкой лишенного черт черепа. Она слепо отбирает жизнь. И у влюбленной пары, и у розового от здоровья младенца, и у налитого силой мужчины. А жизнь, этот кипящий красками кокон – возрождается, возрождается, возрождается. 

Смерть, с той темнотой, что окружает бурление кокона, одинока и бессильна. Но при этом –неизбежна и неотъемлема от общей картины мироздания. Лукавый Климт, наполненный жизнью до краев, отвел Смерти большую часть полотна. И, если задуматься, совсем не зря. Потому что Смерть есть до, и есть после. Она – хранительница вечного цикла рождений, бережный страж справедливой логики Вселенной. Есть время жить, есть время умирать (спасибо Ремарку за точную фразу). Есть время наслаждаться буйством красок и вкусов жизни, есть время с благодарностью оставить этот мир. И каждому времени нужно соответствовать. Жить сейчас, любить сейчас, целовать детей и близких, наслаждаться ароматом вина и цветом неба. А Смерть – она подождет. И когда дождется, нам будет, куда обернуться.

А какая картина больше всего поразила вас? Какой художник, изобразив гибель, смерть, прощание, запал вам в душу. Жду вас в комментариях. 

Кстати, фото Климта прилагаю. Посмотрите, какой душка. Только он мог так изобразить Смерть.