Два года назад Мэри Бирд , известная английская специалистка по истории античности, оказалась в центре скандала.
История началась с того, что телекомпания BBC выпустила короткометражный мультфильм о Римской Британии [1]. В этом мультфильме одним из персонажей был темнокожий римский офицер, его светлокожая супруга, и их дети. Многочисленные пользователи тут же обвинили авторов мультика в искажении исторических фактов в угоду политкорректности и современным политическим трендам.
Тут в дискуссию включилась Мэри Бирд и поднялась в защиту BBC, сказав, что подобная пара вполне могла жить в Британии в римскую эпоху. После этого критику Их возглавил экономист Насем Талеб, автор концепции “черных лебедей”, который в конечном итоге обозвал всех британских ученых-гуманитариев “слабаками” (wussies). Иные любители расовой чистоты начали обвинять Бирд в непрофессионализме и чуть ли не угрожали ей физической расправой, требуя принять их точку зрения на историю [2]. К счастью, ничего плохого не произошло, и интерес к этой теме в итоге утих.
В споре, конечно же, права Мэри Бирд. И причина вовсе не в том, что Мэри занимает профессорскую кафедру в Кембридже, а спорили с ней неспециалисты из интернета. Мы обладаем целым рядом свидетельств того, что африканцы не были диковинкой в Британии после римского завоевания. Например, существует рассказ о том, как некий темнокожий солдат их Эфиопии [3], служивший в Британии, предрек смерть императора Септимия Севера во время поездки последнего по укреплениями Адрианова вала [4]. Причем, цвет кожи этого солдата упоминается не как что-то необычное, а только лишь поскольку это имеет отношение к повествованию.
Кроме того, интересен случай “Дамы с браслетами из слоновой кости” (Ivory Bangles Lady) [5]. Под этим именем известны останки женщины, найденные в Йорке в 1901 году. Антропометрические данные показывают, что ее внешность типична для жителей субэкваториальной Африки, где она скорее всего и родилась. Изотопный же анализ говорит о том, что ее взрослая жизнь прошла на территории современной Франции или Англии. Наконец, богатые украшения свидетельствуют о том, что она была представительницей высших слоев римского общества.
Нельзя сказать, насколько распространены были темнокожие африканцы в Римской Британии, но мы точно можем сказать, что они там точно жили, работали и умирали. Вообще, в Римской империи цвет кожи играл в судьбе человека третьестепенное значение. Конечно же, римляне вслед за греками любили описывать народы и отмечать их внешние особенности, но в классической культуре не существовало деления людей по цвету их кожи. Сами италийцы были довольно смуглыми, поэтому они воспринимали остальных людей как носителей более или темного оттенка, а не как условных 'темнокожих' или 'светлокожих'. Подобное разделение стало распространено в Европе в Новое время, когда появились [уже не очень-то] современные представления о расах.
В общем, прошлое часто не такое, каким нам хотелось бы его представить. Поэтому, когда она предстает в неожиданном виде, нужно сначала обращаться к источникам, а уж потом возмущаться.
[1] Видео: The Story of Britain
[2] Эфиопией в Античности называли страну в верховьях Нила, т.е. нынешний Судан. Современная Эфиопия получила это имя в более позднюю эпоху..
[4] Historia augusta. Severus. ΧΧΙΙ. (http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1475001000#22)