Так вышло,что до 2014 года промышленных моделей КрАЗов третьего поколения как полноприводных,так и дорожных модификаций,в 43-м масштабе до этого никто не выпускал.В небольшом количестве по очень большим ценам выпускали модели мастерской Киммерия и единичные модели индивидуальной постройки.Ещё одним предшественником,с большой натяжкой,можно назвать широко известный всем коллекционерам полу игрушечный КрАЗ-251 производства кременчугского автозавода,в масштабе примерно 1:50. Кразик от SSM совсем другая история
Этот КрАЗ родом из СССР,даже несмотря на явное несоответствие масштабу,ввиду отсутствия другого КрАЗа,имелся на полках у всех собирателей в дополнение к моделям Саратова и Элекона. Самосвал недомерок,из-за нестандартного масштаба уступая в размерах даже КАМАЗу,только символизировал надежду на появление в далёкой или близкой перспективе масштабной модели Кременчугского грузовика. Обобщая,можно сказать ,массовых и доступных моделей КрАЗов третьего поколения в масштабе 1:43 до выхода модели от НАПа не существовало.SSM вышел только через не сколько лет,и уже в другом ценовом аспекте.
Модель КрАЗ-260 создавалась параллельно с остальными вездеходами полноприводного семейства,и как следствие,была унифицирована с другими КрАЗами как первого,так и второго поколений.Из-за этого пришлось пожертвовать рамой.Тот факт,что у 260-х передняя поперечина рамы несколько сильнее выдвинута вперёд,конечно,был известен,но рама по техзаданию предусматривалась общей.Вариантов со старой рамой получалось больше 214-й и два вида 255-х,и выбор по раме был сделан в пользу раннего варианта
Общими для всех трёх поколений семейства были мосты и ящик, расположенный рядом с запасным колесом.Но в остальном модель делалась заново.Поначалу казалось,что проблем в разработке не будет совсем,в М-Хобби публиковались неплохие на вид чертежи,и осталось только достойно сделать по ним 3D-модель.Однако когда увидели разработанную на их базе модель,все вздрогнули.Выполненный строго по журнальным проекциям КрАЗ напоминал одновременно и старый угольный утюг,и броненосец до дредноутной эпохи.Расширенная к низу и с сужающимися кверху боками форма модели решительно не передавала образа последнего КрАЗ Советского Союза.Монструозный грузовик больше напоминал автомобиль пост ядерного апокалипсиса из дешёвых западных фантастических фильмов 1980-х годов.
Более того,Китайские партнёры,рисовавшие 3D,совершили ошибку, совершенно логичную,можно сказать даже ожидаемую,от неискушенных в тонкостях отечественного автомобилестроения людей.Не разобравшись в отличиях позднего КрАЗ-260,от КрАЗ-6322 у модели образовались высокая крыша позднего вида и угловатый бампер позднего образца. Созерцание первого варианта модели КрАЗ-260 ненавязчиво намекало, что лёгкой победы не получилось и придётся доводить обычным порядком,исправляя неточности по фотографиям с исправлениями в несколько этапов.
Форма кабины,на вид такой незатейливой и угловатой,оказалась весьма непростой.Например,поперечное сечение кабины по передней и по задней кромкам двери сильно разнится.Пришлось повозиться и с поздним крылом,его форма и наклон также оказались очень далеки от простых геометрических фигур.Хватало нюансов и в других местах,но результат получился вполне удовлетворительный.Даже на форумах,на которых сейчас ввиду ужесточившейся конкуренции между производителями,в дополнение к разумным критикам,образовалась масса предвзятых и ангажированных критиканов,не смогли найти заметных промахов в геометрии.Зато в горячих головах родилась навязчивая идея,что прототипом модели был выбран опытный экземпляр КрАЗ-260 с испытаний конца 1970-х годов.
Базировался этот домысел на радиаторной решётке,в которой углядели нестандартную решётку от пред серийного прототипа.На самом же деле некоторая избыточная толщина горизонтальных брусьев обусловлена исключительно технологическими возможностями производителя, сделать их масштабно тонкими не получилось из-за условий литьевых возможностей используемого пластика.Единственный вариант,выполнить перемычки тоньше мог быть осуществлён путём отказа от реализации сквозной облицовки.Поразмыслив,решили, что более толстые,чем нужно, перемычки,это меньшее зло в сравнении со сплошной облицовкой, выполненной в виде барельефа.
По остальному автомобилю процесс шёл проще.Несмотря на унификацию рамы и ходовой части,главное отличие третьего поколения КрАЗов – проходной средний мост и другие,менее заметные отличия по низу реализовать удалось.К сожалению,не удалось воспроизвести оба варианта оптики,пришлось выбирать один из двух вариантов.Ввиду большей распространённости именно ранней модификации КрАЗ-260 выбор был сделан в её пользу,и место внешних оптических элементов в бампере заняли противотуманные фары,а не пара фонарей ПФ-130.Кузов и тент проектировались с чистого листа,без всяких компромиссов и получились вполне похожими на прототип.Зато небольшие по размеру зеркала оказались твёрдым орешком для китайских 3D-модельщиков,их доводили и переделывали почти так же долго и сложно,как и кабину.
Не сразу получился и бампер,очевидно,образ позднего образца от 6322 крепко засел в сознании проектировщиков.Впрочем,призрак модернизированного варианта 1994 года преследовал не только разработчиков,вышедшую модельную новинку собиратели постоянно также сравнивают именно с ним,не обращая внимания на явные различия самих прототипов.Из-за чего установилось ошибочное мнение,что бампер и некоторые другие мелочи,в реальности отличные между поздними КрАЗ-260 и КрАЗ-6322,неправильно выполнены.Однако,несмотря на вынужденные бюджетные упрощения и компромиссы,вызванные унификацией,модели в итоге получились весьма близкими к прототипу.
Как уже говорилось писалось в статье про 255 КРАЗЫ,для армейских версий есть только один правдоподобный массовый вариант окраски,конечно же это хаки.Даже гражданские версии советских КрАЗов 6х4 не блистали разнообразием,что говорить об их армейских собратьях. Это потом,в 90-х КрАЗы,в том числе и полно приводные,начнут сходить с конвейера во всех цветах радуги.Но среди расцветки машин Советского периода выпуска выбирать было не из чего.
Поэтому для раннего 260-го остановились на двух защитных вариантах,один цвета хаки,близкого к стандартному для Вооружённых Сил СССР,а второй,оттенок зелёного для машин армий стран Варшавского договора.Третьим вариантом стал яркий оранжево-жёлтый автомобиль с проспекта АвтоЭкпорта.Ведь не все хотят иметь на полке с моделями по-армейски единообразное цветовое поле.
Для позднего варианта вдобавок к зелёному окрасу был введён нередко встречавшийся на КрАЗах бежевый цвет,а третьим вариантом окраски стал выпущенный позже красно-жёлтый аварийный тягач.Из этой гаммы каждый может выбрать себе достоверный цвет модели согласно личному предпочтению и идеологически верным милитаристским,пацифистским убеждениям.
Можно конечно,было написать,что именно эта новинка НАПа являлась лучшая на 2015 год моделью КрАЗа 3-го поколения,но это и так понятно,на тот момент,единственная модель,а она всегда лучшая.Наверное, правильнее будет закончить,перефразируя сказанные 82 года назад (по отношению к индустриализации) слова тов. И. В. Сталина.(с иронией) У нас не было модели КрАЗа 3-го поколения в 43-м масштабе.У нас она есть теперь товарищи!
Очень интересная разновидность 260 Краза ЭОВ 4422
Краз 260 Эвакуатор
Также для ознакомления:
Наш АВТОПРОМ и их КРАЗ-255 Как создавался лаптежник.
Другие статьи про Наш Автопром:
Минские Тягачи 500-ого семейства от Наш Автопром
Легендарный Минский бескапотник,семейства Маз-500 от НАШ Автопром.
Семейство ГАЗонов Next от НАП (наш автопром) Лицензионные.
Уважаемые читатели,подписчики и гости канала,хотелось бы узнать ваше мнение,есть ли у вас в коллекции модели семейства КРАЗ от НАП?Заинтересованы вы в них или нет,с уважением.
Если тебе понравилась статья,подписывайся на канал про масштабные модели.Ставь лайк и комментируй.
Продолжение следует...