Южнокорейские "Паразиты" заполонили умы кинокритиков и зрителей. Статей-обзоров на фильм вышло огромное количество. И мы до сих пор обсуждаем этот фильм достаточно горячо.
Я не буду писать, действительно ли заслуживает фильм такого количества Оскаров. Это дискуссионный и скользкий момент. Могу выразить своё мнение: мне кино понравилось. Это фильм с хорошей драматургией и чётким социальным посылом.
Вот только в своё время на Оскар претендовал фильм нашего режиссёра Звягинцева. Его "Левиафан" - тоже далеко не глупое кино, а социальная критика российской действительности в нём настолько сильно выражена, что порой не верится, что такое может быть. Правда в том, что может быть и хуже.
Ещё у Звягинцева есть фильм "Елена", который лучше рифмуется с произведением Пон Джун-хо. "Елена" схожа с "Паразитами" не только идейно, но и сюжетно. Многие, пытаясь определить "Паразитов", называют их корейской "Еленой". Действительно, бедные на службе у богатых, обман, попытка добиться своего успеха обходным путём и слепота, и глухота "аристократов".
Вот только у Пон Джун-хо есть Оскар, мировое признание и возможность работать с актёрами со всего мира, а Звягинцев - локальный автор, о котором широкая мировая общественность сегодня вспомнит вряд ли.
Самое время посмотреть, в чём же отличие корейского социального режиссёра от российского и почему наш вряд ли получит Оскара, если продолжит работать в той же парадигме.
1. Фильмы Звягинцева больше привязаны к стране действия, чем фильмы Пон Джун-хо.
Когда смотришь "Левиафана", тебя не оставляет ощущение, что это очень местная история, что это беды и характеры России, и что такой характер распада страны характерен именно для нашего времени и для нас (при этом общая искусственность происходящего только усиливает связь).
"Паразиты" же интернациональная история, которую, с определёнными поправками, легко представить, как в Южной Корее, так и в США, как в Европе, так и в Китае. Да и на российскую действительность история перекладывается (чему та же "Елена" является подтверждением).
2. Для кого снимает Звягинцев?
Звягинцев снимает на русской земле, русских актёров про российские проблемы для... А вот тут вопрос. Для кого он снимает? Для нас? Для себя? Для Запада? Для критиков? Сложный вопрос.
Звягинцев хороший режиссёр, у него есть талант, но его фильмам свойственна проблема многих авторских картин - они теряют зрителя. Зритель для них не очень важен.
Получить чисто зрительское удовольствие от его картин трудно - слишком сильно давит идейная составляющая. А сама идея для одной части людей не нужна и чужда, для другой - понятна и избита.
Западный зритель и критик не особо заинтересованы в грязи из чужой страны. Ну да, поругали, очернили и? Можно подумать, у них своих проблем не хватает. Это мы всё любим копаться в международных отношениях, а люди в нормальных странах сначала о своей стране думают.
Вот и получается, что это слишком авторское кино, которое больше нужно своим создателям, чем кому-либо ещё. Это не плохо. Но это так.
"Паразиты" - другого поля ягода. В отличие от "Левиафана", корейский фильм умеет завлечь зрителя, развлечь его, шокировать и вдолбить определённые мысли. Разговаривая на понятном для большинства языке, Пон Джун-хо умудряется на подсознательном уровне, используя кинематографический язык, усилить воздействие и добиться нужного эффекта.
3. Пон Джун-хо предлагает решение, Звягинцев освещает проблему.
Ещё одна проблема Звягинцева в том, что он видит проблему, кричит о ней, но совершенно не знает, как её решить. Или не говорит об этом зрителю. Остаётся либо спиться, либо застрелиться.
"Паразиты" же сначала задают начальные координаты, затем ярко поднимают проблему и в конце дают возможный способ преодоления. Утопичный, наивный, но всё-таки способ преодоления социальной полярности: чтобы преодолеть бедность, необходимо вкладывать в себя и в детей, развивать и находить законные области применения собственных способностей. Богатство, в основе которого лежат везение или родители, не делает тебя человеком, лишь создаёт более благоприятные условия для существования.
Итог
Звягинцев - локальный режиссёр, который не очень понимает, для кого его фильмы и что делать с проблемами. Пон Джун-хо же отлично понимает, как и о чём стоит говорить со зрителем, в какой форме и в какой момент стоит вываливать на него всю боль и не забывает рассказать своё видение разрешения сложившейся социальной ситуации. Так что как минимум с этой позиции фильмы "Паразиты" больше заслужили своих Оскаров, а "Левиафан" заслуженно "пролетел".
А вы смотрели эти фильмы? Что думаете по поводу "Паразитов" и "Левиафана". Заслужено ли внимание к ним?
Понравилась статья? Ставь лайк, подписывайся, делись ей в соцсетях. Это действительно помогает каналу развиваться!
Вот ещё несколько интересных статей, которые могут вам понравится:
Высоцкий снимался в плохих фильмах?
Омерзительная десятка: из России с ненавистью
Не стыдно: лучшее российское кино 2019
3 худших фильма с Джимом Керри