Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

ВТОРОЙ ПО МАССОВОСТИ ПАССАЖИРСКИЙ АВТОБУС БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ.

НефАЗ-5299 — российский автобус большого класса производства Нефтекамского автомобильного завода. Выпускается в высокопольном (с 2000 года), частично-низкопольном (с 2004 года), полностью низкопольном (с 2011 года) вариантах городского, пригородного и междугородного автобуса с дизельным и газовым двигателями, а также в виде троллейбуса (с 2008 года) и электробуса (с 2012 года); претерпел три значительных рестайлинга дизайна (в 2005, 2013 и 2018 годах). Является одной из самых массовых моделей городского автобуса в современной России: за 15 лет производства было выпущено более 10000 экземпляров.

НефАЗ-52994-10 №6869 на проспекте Науки, 22.09.2019 года, г. Санкт-Петербург
НефАЗ-52994-10 №6869 на проспекте Науки, 22.09.2019 года, г. Санкт-Петербург

В начале 1990-х годов Камским автомобильным заводом была выдвинута идея о производстве и продаже автобусов на шасси КамАЗ. В 1993 году в Набережных Челнах на базе автозавода КамАЗ было создано акционерное общество «КамАЗавтобуспром». Плодами работы данного предприятия стал опытный образец городского автобуса КАМАЗ-5262. Однако планы по выпуску данной модели были перечёркнуты пожаром на заводе двигателей КамАЗа, случившимся 14 апреля 1993 года. Тем не менее КамАЗ не прекращал поиски вариантов производства автобусов на собственном шасси. В мае 1997 года автозавод подписал соглашение о сотрудничестве со Словенской фирмой Avtomontaza. Подписанное соглашение предусматривало создание в Набережных Челнах производственных мощностей по выпуску автобусов КамАЗ-5297. Предполагалось, что первые 100 машин на КамАЗовском шасси будут изготовлены в Словении, а в перспективе кузова собирался делать и сам КамАЗ (Automontaza должна была поставить КамАЗу необходимое оборудование, включая окрасочную линию). В это же время Татарским республиканским фондом НИОКР, администрацией Казани и Набережных Челнов совместно с Госкомимуществом Татарстана создаётся ЗАО «Челнинский Автобусный Завод» (ЧелАЗ). Новый завод разработал, запатентовал и сертифицировал городской 6-ти дверный автобус ЧелАЗ-5281. В 1999 году ЧелАЗ планировал собрать 200 автобусов. Планируемая проектная мощность завода составляла 2000 автобусов в год. На этот объём производства ЧелАЗ должен был выйти к 2000 году. Однако экономический кризис, случившийся в 1998 году, не позволил этим проектам воплотится в жизнь.

НефАЗ-5299-30-51 №730 на Пролетарской улице, 13.05.2019 года, г. Тула
НефАЗ-5299-30-51 №730 на Пролетарской улице, 13.05.2019 года, г. Тула

Тем не менее, спустя несколько лет, проделанная работа стала основой для реализации нового проекта — выпуск и продажа автобусов НефАЗ-5299 на дочернем предприятии КамАЗа — Нефтекамском автозаводе. Семейством автобусов большого класса инженеры расположенного в Башкортостане Нефтекамского автозавода начали заниматься в августе 2000 года, когда руководством завода была принята "Программа освоения пассажирских автобусов на шасси «КАМАЗ». Предприятие, начавшее свою работу в 1977 году с изготовления самосвалов, к тому времени уже имело опыт производства пассажирского автотранспорта: так называемые «вахтовки» — снабжённые сиденьями остеклённые кузова-фургоны, поставленные на рамы полноприводных грузовиков. А в конце 1990-х годов появился проект по сборке турецких автобусов «Мерседес» серии О325. Но уже тогда пришло понимание, что более перспективно обзавестись собственным семейством автобусов: недорогих, неприхотливых, ремонтопригодных — максимально приспособленных для эксплуатации в специфических российских условиях. В качестве базы для них было выбрано специальное автобусное шасси, разработанное в 1997 году на КамАЗе («КамАЗ-5297»).

НефАЗ-529900 №С 529 ХН 178 на площади Победы, 08.02.2020 года, г. Санкт-Петербург
НефАЗ-529900 №С 529 ХН 178 на площади Победы, 08.02.2020 года, г. Санкт-Петербург

Непосредственно к изготовлению опытного образца автобуса «НефАЗ-5299» приступили 9 сентября 2000 года. Первый же автобус с заводским номером 0000001 сошёл с конвейера завода 6 декабря 2000 года и был отправлен в Набережные Челны, где проработал в предприятии «ПАК-Инвест» до 2009 года. В 2001 году было произведено 115 автобусов, которые были поставлены в Уфу, Ишимбай, Стерлитамак, Сибай, Нефтекамск, Кумертау, Белорецк и Октябрьский.

Под маркой НефАЗ-5299 представлено целое семейство автобусов большой вместимости. Существуют городские, пригородные и междугородные модификации данных автобусов, с различным устройством пассажирского салона, высотой пола, типами двигателя, КПП и прочим.

НефАЗ-52994-40-42 №6288 на Гражданском проспекте, 22.09.2019 года, г. Санкт-Петербург
НефАЗ-52994-40-42 №6288 на Гражданском проспекте, 22.09.2019 года, г. Санкт-Петербург

5299-10-хх (высокопольный)
Исторически первая модель завода, серийное производство которой было начато в 2000 году. Представляет собой классический заднемоторный, высокопольный городской автобус с каркасным цельнометаллическим кузовом и тремя дверьми. Конструкторы завода не пошли на поводу у доминировавшей в то время тенденции ради упрощения конструкции делать заднюю дверь зауженной, а то и вовсе одностворчатой — все дверные проемы получили одинаковую ширину 1200 мм. В моторный отсек НефАЗ-5299 был установлен КамАЗовский дизельный двигатель с КамАЗовской коробкой передач. Большая часть внешнего облика первых автобусов была аналогична автобусам МАЗ-104. С 2004 года выпускаются автобусы выпускаются с обновлённым дизайном.

НефАЗ-5299-30-31 №619 на Октябрьской улице, 07.11.2018 года, г. Тула
НефАЗ-5299-30-31 №619 на Октябрьской улице, 07.11.2018 года, г. Тула

5299-30-хх (полунизкопольный)
Базовая городская полунизкопольная модель завода, выпускающаяся с 2007 года. В автобус устанавливаются двигатели КАМАЗ или Cummins, а с 2010 года выпускаются газомоторные автобусы, работающие на метане. Устанавливаются АКПП Voith Diwa.

Автобусы оборудованы вместительным салоном с тремя двустворчатыми боковыми пассажирскими дверями. В салоне 115 мест для пассажиров, 25 из которых для сидения, возможно размещение инвалидной коляски, а средний дверной проём оборудуется пандусом. В салоне имеются три потолочных люка с электроприводом и пять форточек, оборудованы две накопительные площадки в средней и задней частях салона. Кабина водителя отделена от салона перегородкой с форточкой, по заказу в ней устанавливается дверь.

НефАЗ-52994-10 №2281 и НефАЗ-52994-40-42 №2289 на площади Мужества, 16.09.2019 года, г. Санкт-Петербург
НефАЗ-52994-10 №2281 и НефАЗ-52994-40-42 №2289 на площади Мужества, 16.09.2019 года, г. Санкт-Петербург

С 2010 года также выпускаются автобусы с обновлённым салоном от Набережночелнинской фирмы «КОРА», аналогичными автобусам ЛиАЗ-5292; передняя дверь полностью отводится в салон. Базовый дизайн внешнего вида был незначительно изменен в 2012 году (линия окон), а более серьёзный рестайлинг проведён в 2013 году (передняя и задняя маски, салон) и в 2018 году (полностью изменён внешний вид кузова).

Поставляются в такие города как Казань, Санкт-Петербург и прочие.

52994-хх (низкопольный)
Полностью низкопольный городской автобус: вход во все три двери автобуса — без ступеней. Средняя дверь сдвинутая назад по сравнению с базовой моделью. Впервые автобус был представлен на Московской Международной выставке «Комтранс-2011». Модификация рассчитана на перевозку 96 пассажиров и оборудован 24 местами для сидения. В модели предусмотрены: выдвижная аппарель в проёме средней двери, площадка для инвалидной коляски с опорной панелью и 4 мягких сиденья для инвалидов. Автобус оснащён системой ECAS (электронное управление пневмоподвеской), навигационной системой ГЛОНАСС, а также устройством контроля режима труда и отдыха водителя. В салоне автобуса и кабине водителя установлены кондиционеры. С 2011 года автобусы НефАЗ-52994 поставляются в Санкт-Петербург.

НефАЗ-52994-40-42 №8281 поворачивает с Московского проспекта на Авиационную улицу, 16.10.2019 года, г. Санкт-Петербург
НефАЗ-52994-40-42 №8281 поворачивает с Московского проспекта на Авиационную улицу, 16.10.2019 года, г. Санкт-Петербург

5299-11-хх (пригородный)
Предназначен для перевозки пассажиров по пригородным маршрутам. Имеет две двери. Комплектуется туристическими мягкими сиденьями. Автобус вмещает до 77 пассажиров, количество посадочных мест составляет 45. В автобус устанавливаются двигатели КАМАЗ или Cummins. Безопасность движения автобуса обеспечивает пневматическая тормозная система Wabco, оснащённая АБС. Передняя подвеска — пневматическая с одним регулятором положения кузова на двух пневмоэлементах с телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска — на четырёх пневмоэлементах и с двумя регуляторами положения кузова.

НефАЗ-5299-30-32 №2287 на площади Мужества, 28.07.2019 года, г. Санкт-Петербург
НефАЗ-5299-30-32 №2287 на площади Мужества, 28.07.2019 года, г. Санкт-Петербург

5299-17-хх и 5299-37-хх (междугородние)
Междугородние модификации, отличающиеся дизайном передней части автобуса. В отличие от пригородного, оснащается прислонно-сдвижными дверями и отсеками для багажа, возможна установка кондиционера. В автобусе предусмотрено 59 мест: 43 места для сидячих пассажиров, а также участки прохода для стоящих. Автобусы комплектуются дизельным двигателем Cummins и механической коробкой передач ZF немецкого производства.

5299-40-52
Низкопольный автобус, поставляемый в Москву с 2019 года.

Автобус Нефаз-5299-40-52, г. Москва
Автобус Нефаз-5299-40-52, г. Москва

Электробус НефАЗ-52992
В 2012 году был представлен электрический автобус Нефаз-5299.
Автономный электрический ход рассчитан более чем на 200 километров. На крыше, в салоне и в заднем свесе электробуса НЕФАЗ-52992 размещена литий-железо-фосфатная аккумуляторная батарея энергоемкостью 313,6 кВт·ч.

Всего насчитывается 48 модификаций данного автобуса.

канал «ПАНТОГРАФ», предоставлено Николаем Кармаевским, автором использованы материалы: Википедия, фотографии из личного архива и фото Андрея Сычёва ©

Вы можете ознакомиться с другими материалами по теме автобуса:

ЕДИНСТВЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ КОНКУРЕНТ АВТОБУСУ ЛИАЗ-6213.

На каких автобусах ездят туляки. Коротенький обзор

«Носатые» нижегородцы в Туле. Короткий эпизод.

Коллеги, если Вы хотите поддержать развитие канала, пожалуйста ставьте лайки, активно комментируйте и подписывайтесь на канал