Cегодня мы вникаем в смысл рассказа Антона Павловича Чехова «Устрицы», который событийно повествует о нищете.
В истории два героя: восьмилетний мальчик и его отец. Мужчина пять месяцев искал работу, но безрезультатно. Это вынудило его выйти на улицы вместе с сыном просить милостыню. При этом у ребенка есть и своя личная драматическая ситуация — у него голод.
Сейчас мы углубимся в повествование относительно мальчика, вокруг которого сосредотачивается сюжет.
Драматургия рассказа «Устрицы» относительно мальчика
Наш герой стоит на тротуаре с отцом, который пока лишь уговаривает себя попросить деньги у прохожих. Напротив через дорогу ребенок видит трактир, на вывеске которого написано «Устрицы». Для мальчика взгляд на название деликатеса послужил провоцирующим событием, так как он не знал, что такое «устрицы». Происходит завязка — мальчик спрашивает про них у отца.
Узнав от папы, что это какие-то морские животные, мальчик мечтает про «уху с душистым перцем и лавровым листом». Фантазии заставляют героя жевать, хотя во рту пусто.
Все меняется, когда мальчик узнает, что их едят живыми. Теперь устрицы представляются как лягушки с клешнями в раковинах. И хоть он это блюдо называет «гадостью», мальчик в итоге представляет, как он их ест: одну, вторую, третью вместе с салфетками и калошами отца.
Предлагаемых обстоятельств Чехов в рассказе накопил достаточно, чтобы герой действовал — мальчик кричит «Дайте устриц!». И господа, которые были рядом, исполняют желание попрошайки: они шутки ради ведут его в трактир. И там он съедает тарелку устриц, превозмогая, что они склизкие, соленые и отдают сыростью с плесенью.
Далее Чехов переносит читателя в комнату героев, где мальчик не может уснуть от изжоги и странного вкуса во рту. Отец же думает о том, почему он так и не смог ни у кого ничего попросить.
По следованию за мальчиком, кажется, что смысл этого произведения русской литературы в том, что голодающий готов съесть даже неизведанную гадость. Однако тут два героя, и если сосредоточиться на отце, трагедия рассказа Чехова становится глубже.
Драматургия рассказа «Устрицы» относительно отца
Давайте посмотрим на то, какими действиями Чехов описывает отца:
Суетный человек, боясь, чтобы люди не увидели, что он носит калоши на босую ногу, натянул на голени старые голенища.
Выходит, что для отца важно чувство самоуважения. И хоть он вышел за милостыней, безработный лишь пытается ее попросить:
По его глазам я вижу, что он хочет сказать что-то прохожим, но роковое слово тяжелой гирей висит на его дрожащих губах и никак не может сорваться.
Это описывается, когда его сын задает вопросы про устрицы, на которые отец не реагирует. Это свидетельствует, что сын вне его забот, что также подчеркивается, когда отец отвечает ему сухо и кратко.
И даже когда ребенок уже кричит «Дайте устриц!», отец не реагирует. Он придушенным голосом произносит: «Помогите, господа! Совестно просить, но — Боже мой — сил не хватает». И даже, когда мальчик теребит отца за одежду, Чехов описывает, что среагировали рядом стоящие мужчины, а про отца умалчивает.
Отец все же обратил внимание на сына, о чем мы узнаем из его монолога в квартире:
— Я, право, странный какой-то, глупый... Вижу, что эти господа платят за устриц десять рублей, отчего бы мне не подойти и не попросить у них несколько... взаймы? Наверное бы дали.
То есть он увидел сына, когда увидел деньги. При этом в монологе не чувствуется переживания за мальчика, который на постели с изжогой. Мысль о том, что за преграда помешала ему попросить деньги, беспокоит отца больше, чем больной сын.
Вывод
Напомним, что чувство самоуважение складывается в том, как человек к себе относится, что часто связано с мнением окружающих. Отсутствие действий в попытках попросить милостыню демонстрирует желание сохранить статус. А отгороженность от сына и финальный монолог показывают стремление к самоуважению как зацикленность на самом себе. И выходит, что трагедия мальчика не в том, что он из-за голода готов есть все подряд. Его трагедия в том, что из-за стремления отца к самоуважению этот самый близкий родной человек делает маленького героя брошенным сыном.
Особенно это подчеркивается событием, когда господа, которые кормили мальчика устрицами, сделали из этого шоу, которое отец и не думал прекратить.
Это произведение русской литературы Антона Павловича Чехова доносит событиями идею, что из-за потребности в самоуважении человек способен забыть про близких людей и их проблемы.
И на этом все.
Кстати, на канале есть разбор другого рассказа Антона Павловича Чехова «Мальчики», где мы знакомим с таким инструментом драматургии, как осевая информация. Также есть разбор первой главы романа Федора Михайловича Достоевского Идиот. А следующий выпуск будет посвящен рассказу Александра Ивановича Куприна «Собачье счастье».
Кстати, мы сегодня касались некоторых инструментов, которыми пользуются авторы, чтобы писать истории. Это были предлагаемые обстоятельства, драматическая ситуация и альтернативный фактор, который выступал как удар по самоуважению. Мы об этих инструментах повествования будем говорить в будущем.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. До скорой встречи на канале ПрозаКекс.