Найти тему
Охотник выходного дня

«Здравствуй, Федосья Ивановна», — говорю я заходя в угодья...

Другой пройдет мимо и не заметит. Но я здесь часто бываю, наведываюсь периодически. Весной тут можно добыть вальдшнепа, а осенью рябчика...

Другой пройдет мимо и не заметит...
Другой пройдет мимо и не заметит...

И главное — совсем не далеко от моей дачи, пешком можно дойти. Эдакие угодья выходного дня, в которые можно сходить на охоту, приехав отдохнуть на дачу. Клочок леса не очень большой и с трех сторон ограничен дорогами и дачными поселками... правда, в четвертую сторону тянется довольно далеко. Есть речка, болота, множество полян, рельеф весьма разнообразный... даже глухаря найти можно, не говоря уж о лисах, куницах и прочих бобрах.

Но земля Кировского района Ленинградской области полна сюрпризов, которые еще много лет будут напоминать нам (второму-третьему послевоенному поколению) о прошедшей здесь войне. Природа, очень старается, но стереть все следы она до сих пор не в силах, поэтому бывшие окопы, воронки и блиндажи будут еще долго читаться в рельефе местности.

Сегодня же я поделюсь с вами сокровенным, в чём я никогда еще и никому не признавался. Заходя в эти угодья я каждый раз здороваюсь с покойником. Здесь, недалеко от поселка Михайловский, возле бывших хозпостроек, разрушенных во время войны, в земле лежит Федосья Ивановна Ефвремова 1877 года рождения, расстрелянная немцами в 1941 году.

Кем была эта достаточно пожилая женщина в свои 64 года и за что её расстреляли, несмотря на достаточно почтенный возраст? Ответов на эти вопросы у меня нет. Единственным более-менее внятным комментарием, найденным мною на просторах интернета является воспоминание женщины, отдыхавшей в тех местах в послевоенные годы:

Жила в поселке Михайловский у бабушки с малолетства. Ходили летом на покосы за линию мимо этой могилы. Сейчас ландшафт изменился, раньше дороги вдоль железнодорожной линии не было. Но и могила была неухоженная. Сейчас захоронение более ухожено: и оградка, и скамейка, и цветы. К сожалению, никто из бабулек, живших там в моем детстве, так и не ответил, кто эта женщина, а сейчас и вовсе никого из того времени не осталось.
Могила Ефремовой Федосьи Ивановны, 1877-1941 гг.
Могила Ефремовой Федосьи Ивановны, 1877-1941 гг.

«Здравствуй, Федосья Ивановна», — говорю я заходя в угодья, — «Как там сегодня рябчики, имеются лишние? Бобры не шалят? Попался мне какой или опять без добычи?» А по верхушкам деревьев ветерок пробежит... Или, бывает, молчит бабушка. Не печалься, я тебе подснежников принесу в следующий раз, знаю одну полянку, где их много весной. Земля тебе пухом, Федосья Ивановна!