Один из первых, так называемых "перестроечных" фильмов. Режиссер и автор сценария Исаак Фридберг. Этот телефильм вышел на экраны в феврале 1987 г. В апреле 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС избран М.С.Горбачев. Относительно молодой, с внятной членораздельной речью, спокойно подходивший к толпе народа и нормально с нею общающийся, он поначалу вызывал к себе симпатию. Начал освобождать старых, уже порядком надоевших народу своим длительным пребыванием у власти, членов Политбюро, Правительства, секретарей обкомов, крайкомов. Народу всегда хочется хлеба и зрелищ. Вот Горбачев и стал кидать народу в качестве жертв некогда почти сакральные фигуры.
Начал антиалкогольную компанию, в народе стали распространяться магнитофонные записи доктора медицинских наук, хирурга Федора Углова о вреде алкоголя и здоровом образе жизни, кстати сам Углов прожил 104 года. Поначалу кампания вызвала некоторое сочувствие в народе, но, когда свадьбы и поминки стали заставлять делать безалкогольными, просто издевательство, как-то энтузиазм по поводу борьбы с пьянством и алкоголизмом стал падать. Тогда в 1986 г. в массы был вброшен новый лозунг - "ускорение", "перестройка" стала внедряться через год, когда "ускорение" начало буксовать и к нему пристегнули "перестройку", а потом и "гласность" и "демократизацию". Кончилось развалом страны.
Так вот фильм 1986 года. Вовсю пропагандируется "ускорение" промышленного производства, борьба с бюрократизмом и всеми явлениями, которые этому "ускорению" мешают. И режиссер Исаак Фридберг снял фильм о том, как косность, местничество, бюрократизм мешают пробиваться росткам молодого, нового, энергичного, способного дать качественно новый импульс развитию промышленного производства и науки. Об извечной борьбе старого и нового.
И фильм у него получился. И получился таким, что вызвал дискуссию в центральной прессе. И хотя режиссером ставилась вполне утилитарная задача на злобу дня - "ускорение", борьба нового и старого, фильм получился очень глубоким. Это из той же извечной серии, что и "Обыкновенная история" Гончарова, истории о "юноше обдумывающем житье, решающему сделать бы жизнь с кого", вариация на тему "розовских" мальчиков.
Виктор Одинцов, молодой, очень талантливый выпускник очень престижного факультета, скорее всего, что-то похожее на МИФИ или МФТИ, одна из трех "самых светлых голов" на курсе, стоит в коридоре вуза, ожидая распределения. Он вполне уверен в своем будущем - очень престижный НИИ прислал на него заявку, дело в формальности. Но в комиссии по распределению ему сообщают, что НИИ отозвал свою заявку на него и, если он желает заниматься наукой, то есть только одно место в НИИ приборостроения в провинциальном г.Реченске, за 1500 км от Москвы. Все остальные места только на производстве. Виктор обескуражен и берет время на раздумье. Срочно едет к своему научному руководителю профессору Прохорову.
Вот он молодой гений Виктор Одинцов. Очаровательный, принципиальный, очень светлый книжный мальчик. Играет Андрей Ташков. Вариация на тему Аркадия Долгорукова из многосерийного фильма "Подросток" по Достоевскому. Эту роль три года назад в фильме своего отца он сыграл.
А это его научный руководитель профессор Прохоров, исп.Николай Волков. На вопрос Виктора, что ему делать, грустно глядя на него поясняет , что за свое место в жизни ему придется очень серьезно бороться, в отличие от многих его блатных однокурсников с блатного факультета, у которых вся жизнь уже расписана в плановом порядке.
А у Виктора простого "мальчика из Красногвардейска", который на этот блатной факультет попал только потому, что профессор поставил условием своего преподавания на нем возможность набрать несколько талантливых абитуриентов по своему усмотрению, таких возможностей нет и пробиваться ему по жизни придется самому. И НИИ в г. Реченске не самый плохой для него вариант, и этого шанса могло не быть. Вот так маленького, книжного мальчика, не имеющего никакого представления о взрослой жизни, бросают, как кутенка, в житейское море. Выплывешь- будешь жить, потонешь - твои проблемы.
И поехал Виктор в НИИ в г.Реченск. В фильме играют замечательные актеры и образы ими созданные очень впечатляют
Это деловой, демократичный, обаятельный директор НИИ Сергей Трофимович Смирнов. Очень радостно встретил Виктора, ему нужен такой умный и перспективный работник. Предоставил ему отдельную комнату в общежитии. Но это такой стальной кулак в лайковой перчатке. Ему лучше не переходить дорогу и не перечить. А слушаться и выполнять указания. Тогда он для тебя все сделает, но и ты должен для него постараться. В принципе все честно, ты мне-я тебе. Очень директор рассчитывает на Виктора. И ведь он не примитивный подлец, его вполне можно понять, у него такие понятия о жизни.
А это заведующий лабораторией, куда назначен Виктор, Николай Константинович Бочаров, исп. Всеволод Абдулов, лучшая его роль. Очень загадочный человек. Неподвижный гипнотический взгляд ничего не выражающих глаз всегда готового к прыжку хищника, проницательнейший, изворотливый ум. Его сняли с какой-то ответственной общественной работы, скорее всего был инструктором отдела науки обкома КПСС, за то, что отбил жену у своего начальника. К науке он никакого отношения не имеет и поэтому ему тоже нужен Виктор. Он предлагает ему работать в связке. Через некоторое время он все равно пойдет на повышение и Виктора потянет за собой. Но для этого Виктору надо слушаться его.
А это еще один "учитель жизни" для Виктора. Инженер их лаборатории Разуваев. Умный, циничный и веселый человек, особо не напрягающийся в этой "богадельне", как он называет лабораторию. Как всегда обаятельно все это играет А. Фатюшин. Имеет полный комплект для счастливой жизни - квартиру, дачу, машину, гараж. Кроме того, в своем гараже колымит по ремонту легковых автомобилей для нужных людей, имеет очень стабильный доход от этого, до 100 рублей в день. И тоже очень доброжелательно относится к Виктору.
И наконец , единственный настоящий ученый среди этих деляг, бездельников и оптимистов по жизни, доктор наук Ивинский. К нему профессор Прохоров написал рекомендательное письмо для Виктора, но директор интститута не посоветовал Виктору идти работать в лабораторию Ивинского. Исп. Анатолий Ромашин. Здесь тоже маска, условный образ, как и у вышеописанных героев. Такой, очень экзальтированный идеалист. Дон-Кихот, не от мира сего человек. Очень не любит и презирает директора института, за что непонятно. Единственная претензия, которую он высказывает в адрес директора то, что институт незаконно на море строит пансионат, используя для этого работников института, которым оформляются научные командировки для якобы испытания приборов.
Вот такие "учителя жизни" появляются у книжного мальчика Виктора в начале его взрослой жизни. И все они к нему вначале относятся с большой симпатией, правда вызванной своими субъективными причинами.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.