Найти тему
Растем Вместе СОЦ

Как сделать литературу любимым предметом? Опыт (не)школы

На днях в родительском чатике мамы жаловались, что уроки заброшены, а вместо уроков дети читают и читают. Они и на занятия приносят книжки, чтобы поменяться друг с другом, поделиться с друзьями любимой книгой, порадовать одноклассника его любимым автором, обсудить то, что понравилось. 

А еще у них удивительный кругозор и любознательность. 

Вот честно не помню, когда мы с ними учились читать. Кто-то пришел в шесть лет уже читающим, а кто-то научился на дошкольных занятиях, между делом. В любом случае мне очень везет с нашими школьниками – они умеют читать и не испытывают отвращения к книгам. 

Мы обходимся без букваря. “Чтение” заканчивается у нас в дошкольный период. Точнее, вместе с чтением как процессом научения складывать буквы в слова и предложения, в жизнь шестилеток входят книжки, которые им читают мама-папа. Во втором полугодии прешколы – уже который год – дети получают домашнее задание прочитать вместе с мамой какую-то книгу. А на занятиях мы ее обсуждаем.

Не «кто принес апельсины», а «почему он принес апельсины», не «сколько человек стояло на улице», а «что заставило их прийти туда» и т.д. Учимся думать и понимать мотивы поступков. Учимся делать выводы о хорошо и плохо, о честных и нечестных поступках, о дружбе и любви, ставим себя на место персонажа… Делаем чтение (пока с мамой) осмысленным. 

В первом классе дети учатся работать с текстами. Каждый со своим. Это сказки или рассказы страниц на пять. На вводном уроке я рассказываю им биографию автора, мы обсуждаем время, в которое были написаны эти рассказы и общую тематику. А потом рассказы едут к ним домой и дети работают с текстом самостоятельно. Составляют план, описывают характеры главных героев, собирают ключевые слова и т.д. – и на последнем занятии пересказывают свою историю друзьям. Пересказывать у доски – очень сложно. Все это понимают и слушают очень внимательно. И, зная, что будут слушать, стараются рассказывать интересно. 

-2

А еще есть читательский дневник – туда записываются прочитанные книжки и сочиняется обложка. Есть что обсудить на переменке – что за красивая обложка у тебя, кто это, про кого книжка? Интересно? А дашь почитать? А я тебе тогда принесу свою любимую книгу, хочешь?

Так закладываются основы. 

Второклассники уже читают большие книги. Мы прочитали Витю Малеева - и удивились, что книга была написана в конце сороковых. Искали следы войны. Спорили до хрипоты о выдавать-не выдавать товарища. Сравнивали школу того времени и современную. Обсуждали вопросы успешности и стремления к хорошей учебе. Писали эссе каждую неделю. Сопоставляли содержание повести с ранее прочитанными рассказами… Закончили большими сочинениями на 2-3 страницы. 

-3

А сейчас мы начали знакомиться с Детьми из Бюллербю. И - вот так совпадение - дети того же возраста, живущие в то же время, что и Витя с Костей. Просто в другой стране, и не в городе, а в деревне. Совсем другой мир, совсем другое детство. Очень много материала для обсуждений и размышлений. 

-4

Параллельно с прозой мы учим наизусть стихи. Примерно по одному в месяц. И рассказываем у доски. Видео выступления уходит родителям. А еще – пока ждали книги – мы познакомились со стихотворными размерами и попытались писать стихи. И еще попытаемся, и ни раз. 

Раз в неделю они обязательно пишут сочинения – то описания, то рассуждения, то фантазии. В конце года мы издаем все их работы единым сборником. Прекрасный подарок на память об окончании очередного класса.

-5

А еще они сочиняют сказки. И записывают их на аудио (писать буквами было бы слишком долго). К концу года у нас будет сборник аудиосказок. Авторских. 

Продолжение следует.