В продолжение статьи на канале: "Каким святым молятся о работе" о святом Митрофане Воронежском
Не простым было правление Петра Первого на Руси. Петр был очень активным и жестоким монархом. Казни, подавление мятежей и бунтов, война со Швецией. Но при этом, Петр поднимает уровень благосостояния народа, уровень культуры, учится у Европы, приглашает иностранных мастеров обучать россиян новым ремеслам.
Непросты отношения Петра 1 с церковной жизни. Порой его именовали даже "антихристом" в народе. Ему ближе по духу новое течение в христианстве - протестантизм, представляющийся ему более адекватной духовной платформой для преобразований страны и специфики его реформ.
В это время живет и осуществляет свою деятельность во Христе святой угодник, мудрый старец, святитель Митрофан, епископ Воронежский.
Как непросто хранить, оберегать веру народа в такое время, в тоталитарном режиме. Но Митрофану Господь дарует мудрость и силы, и все ему удается. Проси мудрости и сил у Господа, и дарует тебе во все худые времена.
Вот характерный эпизод.
Петр Первый приглашает к себе на встречу, во дворец в Воронеже, святителя Митрофана. Тот приходит, и при входе обнаруживает статуи языческих идолов: Меркурия, Аполлона и нагую Венеру.
(Сейчас бы мы сказали, что установка таких статуй просто дань культуре, а не поклонение идолам, но в 17 веке от Рождества Христова, это воспринималось именно как идолопоклонство).
Видя статуи, старец Митрофан разворачивается и идет назад. Петру Первому докладывают, что старец развернулся и ушел.
Тогда Петр Первый вновь приглашает старца через своих придворных. На что старец отвечает: "Пока Петр не уберет своих идолов, не приду".
Дерзок ответ святителя!
Тогда Петр Первый третий раз зовет епископа Воронежского к себе, но добавляет угрозу:
"Коли не придет, будет схвачен и подвержен смертной казни".
Святитель Митрофан, зная жития ранних христиан, воспринимает возникшую ситуацию, как свое призвание стать мучеником за Христа. И в душе соглашается с этим, коли Господь так определил ему.
Святитель Митрофан объявляет государю через его людей, что: "царь волен поступить с ним, как ему заблагорассудится, лишить его жизни во власти царя, но отвернуть от веры и предать Христа, не в его власти".
Вечером Петр Первый слышит колокольный звон, благовест и удивляясь, спрашивает своих людей: "почему звон колоколов, ведь назавтра нет церковного праздника?".
Посланные следуют к святителю Митрофану, который дал указание совершить этот звон. Святитель отвечает им:
"Раз государем объявлена мне смерть, то я, грешный человек, должен принести перед ней покаяние свое Господу. И потому объявил всенощное бдение".
Петр, видя такую решимость епископа принять мученическую смерть, но не изменить вере своей, удивляется силе такой веры и дает приказ убрать статуи.
Были и другие случаи в отношениях Петра Первого и старца Митрофана.
Когда царь готовился к войне со Швецией, то приказал снять колокола с церквей и перелить их в пушки. Святитель Митрофан, оберегая часть колоколов, находит и передает царю один раз 4000 рублей, другой раз 3000 рублей. Тем спасая ситуацию.
Когда огромное количество переселенцев из Европы, иноверцев, приезжает в Воронеж, идет волна иноверия и духовного бесчинства. Святитель Митрофан, в проповедях, оберегает и сохраняет веру. А у него уже в епархии почти 200 церквей.
Когда народ бунтует против реформ Петра и начинает поджоги и грабежи, мешает кораблестроительству, святитель Митрофан объясняет людям государственную необходимость создания флота с позиция разумной здравости и оснований веры, и прекращает мятежи. А Петр дает по просьбе старца Митрофана деньги ему для поддержания погорельцев и других пострадавших от бунтов людей.
Когда, в 1703 году завершается земная жизнь святителя, Петр, участвуя в панихиде, лично несет гроб с останками святого и говорит, опуская его в землю:
"Не осталось у меня такого святого старца".
Понравилось - ставьте лайк, подписывайтесь на канал.
С добром и уважением к Вам,
Игорь Орлов