— Денис, подскажи, как по твоему мнению у человека происходит механизм забывания тех или иных событий, произошедших в его жизни? Можем ли мы сами хотя бы отчасти контролировать и регулировать этот процесс, ведь у каждого бывают случаи, которые хочется забыть как можно скорее, или же, наоборот, удержать в памяти с течением времени. Возможно ли этого сознательно добиться?
— Существуют разные точки зрения о том, что мы помним, а о чём забываем. Одна из них заключается в том, что у нас всё-таки большее количество информации надёжно записывается и отражается в памяти, причём очень детально. Но далеко не всё мы можем извлекать оттуда по собственному желанию. Не зря, находясь под глубоким гипнозом, человек может вспомнить гораздо больше мелких деталей о том или ином событии, чем в своём обычном состоянии. С одной стороны, это говорит о том, что есть детали, которые записываются в мозгу, но не извлекаются. С другой стороны, чаще всего, нас интересует то, что мы можем вспомнить сами, без участия гипнотизёра.
Обычно в памяти остаются те элементы, кадры и записи, которые, каким-то образом, кажутся актуальными нам самим. Например, это может быть связано с каким-то сильным переживанием, особенно если это переживание оказалось соединённым с нашим мотивационным центром личности, с тем, что мы считаем важным и актуальным. Условно говоря, в тот момент я считал для себя важным то, что обо мне подумает мама, одобрит ли она мой поступок. И если это для меня и сейчас по-прежнему важно, то связанное с этим центром, с этой ценностью продолжает помниться. Соответственно, если что-то из ценностей вдруг уходит на второй план, то воспоминания, кадры, ощущения, связанные с данным элементом, тоже как бы затираются, потому что я не обращаюсь к этому центру. И, по принципу ассоциативной связи, всё, что связано с данной ценностью, тоже уходит на второй план. Т.е. информация в мозгу человека записывается не слоями, не отдельными дисками, а такими кластерами, которые, в свою очередь, связаны с другими кластерами. И, как правило, мы забываем те кластеры, которые оказываются невостребованными, также как и связанные с ними.
Есть ещё один интересный момент, касающийся забывания и вспоминания — это так называемый эффект вытеснения. Например, если человек что-то в себе осуждает или что-то в себе не принимает, и это связано с какими-то очень неприятными, тяжёлыми воспоминаниями, то, как правило, мозг делает этому человеку определённую «услугу» и самое неприятное забывает. Но такой механизм актуален только в том случае, если это как-то сильно не запечатлелось и вокруг этого переживания-воспоминания не сформировались какие-то ещё дополнительные связи и выводы.
Ещё, если говорить о нашей памяти, стоит сказать об одном интересном феномене. Многие люди не помнят своего детства. Очень часто это связано, во-первых, с тем, что в детстве были какие-то неприятные воспоминания.
Во-вторых, воспоминания могли быть попросту непонятными, из-за чего человек не может их «оцифровать» логически, и, соответственно, они могут всплывать где-то во сне, могут приходить в виде ассоциаций и смутных образов. Но конкретные, осознанные воспоминания, которые можно было бы озвучить, отсутствуют.
В-третьих, в подавляющем большинстве случаев (если не сказать – всегда) мы не помним то, что было, а запоминаем свою историю, которую мы потом пересказывали кому-то (в том числе – самим себе). Допустим, представим, что у человека в детстве было 10 определённых историй. Из них две истории он кому-то рассказывал — родителям, друзьям, сам себе. Получается, что поверх одного «файла воспоминания» он записывал ещё и ещё, каждый раз что-то по мелочи «редактируя». Очень часто такие, на первый взгляд, похожие файлы, отличаются друг от друга. При рассказе разным людям, при прошествии жизни человек не просто воспроизводит то или иное событие, он его ещё и по-разному интерпретирует — какие-то детали добавляет, другие убирает. Поэтому, найти среди наших воспоминаний те, которые полностью и непредвзято отражают прошлую реальность, по-настоящему с нами случившуюся, практически невозможно. Мы помним нашу воспроизведённую запись. Соответственно, если про какие-то события человек не вспоминал и никому не рассказывал, он их впоследствии не может воспроизвести просто потому, что он давно к ним не обращался и имеет мало интерпретации этих эпизодов. Это ещё одна причина того, почему одни вещи вспоминаются, а другие — нет.
— Поясни, пожалуйста, подробнее про механизм вытеснения. Как это происходит?
Бывает так, что человек в себе что-то не принимает. Например, давай представим, что человек в детстве повёл себя как-то «не так», и это было расценено как предательство. Он не хотел никого обидеть, но так получилось, что повёл себя определённым образом, после чего условная бабушка сказала, что он её сильно подвёл и предал. Ребёнок огорчился, расстроился. Он потом научился не предавать. Но когда он изменил себя и свое поведение, сформировал себе как бы новую личность, новое представление о себе, в котором он стал «человеком-не-предающим», то вот это предыдущее предательство вытесняется, вытесняется сама память о себе прошлом, как будто это был не он. Но если это событие, которое осуждается человеком и его окружающими, воспринимается таким образом, то человек, отрицая самого себя в том возрасте и в том качестве, как бы забывает одновременно с этим всё, что было там, в прошлом (когда он «мог предать и кого-то действительно предал»).
Например, у меня есть методика «Психологический антивирус». Она работает с чувством вины и с различными ассоциативными страхами. И когда я работал над собой, испытывал на себе эту методику, я обнаруживал, что у меня вдруг «прочищается» память. Например, я разрешил себе быть слабым, перестал ругать и осуждать себя за это качество, стал относиться к этому с принятием. И неожиданно после этого в памяти начали всплывать целые куски воспоминаний, большие отрезки времени, когда происходило что-то такое, что можно было расценить как слабость или беспомощность. Ведь в то время, когда я осуждал подобные проявления, я сам вытеснял воспоминания, которые могли бы указать на то, что я был слабым. А как только осуждение и неприятное переживание убрал – «кластеры памяти» оказались доступны.
Поэтому, когда у человека нет внутреннего сопротивления, когда он способен спокойно воспринимать себя не только идеальным и «хорошим», но и разным (слабым, подлым, каким угодно), в этом случае для человека как будто открывается банк памяти, который теперь его мозгом воспринимается как неопасный для воспроизведения. Т.е. я могу об этом вспомнить и мне не будет больно.
Таким образом, на нашу способность забывать определённые пласты информации, или же, наоборот, воспроизводить их, влияет много разных факторов. Но в любом случае, наш мозг и наша психика действуют в наших же интересах, защищая нас от ненужных переживаний и создавая, по возможности, для нас комфортную среду.