Как гласит старая поговорка, самое трудное — начать. Что нужно, чтобы перейти от любви к акустическим гитарам к их собственноручному созданию? Ниже на этот вопрос отвечают разные лютье.
Ваш отец собирал гитары и играл на них ещё до вашего рождения. Вы когда-нибудь думали, что будете лютье?
Jayne Henderson, дочь гитариста и лютье Wayne Henderson.
Никогда. Я специализировалась в области психологии и имела сильную любовь к природе, поэтому получила степень магистра в области экологического права и политики. После окончания обучения я попросила отца разрешить мне продать одну из его гитар на eBay, чтобы помочь погасить мои кредиты. Он согласился, но сказал, что поможет мне сделать это самостоятельно. Я думала, это будет ужасно... Мне заплатили 25 000 долларов за эту гитару, и я решила сделать ещё одну!
Почему вы оставили отличную работу химика ради создания гитар?
Randy Muth, лютье.
Мое решение покинуть фармацевтическую индустрию было принято ещё до того, как я решил создавать гитары. У нас с женой были очень успешные карьеры, как химиков, но в конечном итоге я не был удовлетворён работой в корпоративной структуре и своим движением к управлению, и от науки. Мы также приняли решение приберечь наше время для воспитания маленьких детей, поскольку нам повезло, что мы были финансово обеспечены одним доходом.
Как вы впервые узнали, что хотите делать инструменты?
У меня всегда была любовь делать или собирать вещи. Как синтетический органический химик, именно это я и делал: я разбирался, как строить молекулы. Эта конкретная область науки немного отличается от большинства других тем, что речь идёт не столько об исследовании и сборе данных, сколько об использовании своих знаний, интуиции и старого доброго способа проб и ошибок. В свободное от работы время я думал о том, как применить эти навыки в другой области. Музыка всегда была очень важной частью моей жизни как слушателя, и я захотел внести свой вклад.
Isaac Jang, лютье.
Мне всегда нравилось играть на гитарах, и было любопытно, как звучит гитара. Это любопытство побудило меня открыть для себя профессию лютье, или, точнее, гитарного производства. Это была дикая идея — создавать гитары с нуля, но прежде чем я это понял, я подписался на Galloup (школа лютье), которая дала моим исследованиям крепкую основу и позволила мне адаптироваться.
Michihiro Matsuda, лютье.
Я родился в Нагое и вырос в Токио, с детства любил рисовать, слушать музыку и делать вещи вручную. Я начал играть на гитаре в старших классах школы. У меня не было подготовки по работе с деревом, моя специализация — социология, и я не знал никого, кто делал бы гитары вручную.
По совпадению я нашел небольшую статью о производителе акустических гитар ручной работы в журнале в киоске на вокзале. Я был очарован, но мне потребовалось некоторое время, чтобы найти «Roberto-Venn School of Luthiery» — единственное место, где я смог найти информацию о создании акустических гитар. Я уволился с работы и решил поехать в Феникс, штат Аризона.
Были ли преимущества начать этим заниматься в ту эпоху, когда информации о создании гитар было мало?
Kenny Hill, лютье.
Возможно, это вызывало чувство приключения, тайн и открытий, казалось экзотическим, соблазном, что мог быть какой-то святой Грааль... Это может быть мотивацией. Сегодня я бы сказал, что реальность превзошла фантазию, но Грааль всё ещё ждёт своего открытия.
Erich Solomon, лютье.
В наши дни в интернете есть бесконечное количество информации для начинающих мастеров. Некоторая информация может повести вас по кривой дорожке и заставить потерять много времени, но с другой стороны — хорошо учиться на ошибках других людей.
Каким был первый инструмент, который вы создали?
Randy Muth, лютье.
Первым инструментом, который я сделал, была простая поперечная флейта для моего собственного использования. Конечно, я хотел сделать что-то более сложное и более пригодное для творческого самовыражения. Первая гитара, которую я построил — у меня она до сих пор есть — была сделана из комплекта (kit) Luthiers Mercantile International, хотя я немного отошёл от него.
Rachel Rosenkrantz, лютье.
Я собрал Hauser по их спецификациям, чтобы научиться — это идеальный дизайн, чтобы погрузиться в работу лютье. После этого я быстро начал собирать гитары со стальными струнами. Я получил прочные основы от Dan Collins из «Shady Lea Guitars». Наличие карьеры в области промышленного дизайна в моём послужном списке определённо облегчило мне процесс обучения.
Michihiro Matsuda, лютье.
Мой опыт работы учеником в магазине Ervin Somogyi был моей базой как лютье. Я узнал не только о технических аспектах изготовления гитары, но также и о том, как управлять бизнесом, как разговаривать с клиентами и так далее, что дало мне много идей о том, как выжить в качестве лютье.
Isaac Jang, лютье.
Я начал своё обучение у Kathy Wingert вскоре после того, как закончил Galloup, и с гордостью могу сказать, что этот опыт сформировал мою карьеру как лютье. Проведя с ней десять лет, я не только узнал о технических аспектах, но и о мышлении, о подходе и внимании к деталям.
Как работы по ремонту влияют на ваши дизайнерские решения?
Выполнение ремонта помогло мне получить широкий спектр знаний об инструментах во многих областях: звук, эргономичность, конструкция.
Michihiro Matsuda, лютье.
Вы всегда узнаёте очень много ценных вещей при ремонте, и получаете много новых идей от старых инструментов.
Насколько важно знать работу состоявшихся мастеров, прежде чем идти своим путём?
Randy Muth, лютье.
Очень важно. Для творческого процесса важно провести мозговой штурм, прежде чем проводить исследование, но затем следует провести исследование, прежде чем попытаться реализовать свою идею.
Как изменился бизнес с тех пор, как вы начали делать гитары?
Mónica Esparza, лютье.
Когда я начала делать гитары почти 20 лет назад, нашей работой восхищались и ценили её намного больше. Сегодня люди ожидают, что вы будете конкурировать с недорогими фабричными гитарами из таких стран, как Китай или Вьетнам, не оценивая истинную ценность единственного в своем роде, тщательно изготовленного инструмента.
Erich Solomon, лютье.
Спрос падает, в то время как лютье всё больше и больше — не очень хорошая комбинация. Хотя сейчас лютье создают одни из лучших гитар, которые вообще когда-либо были сделаны, у них никогда не будет исторической форы, как у старых знаменитых производителей.
Что бы вы сказали мастеру, который только начинает?
Rachel Rosenkrantz, лютье.
Несмотря на то, что важно делать проекты, которые продаются, оставляйте место для игры и для проектов, которые являются более экспериментальными. Только так происходят открытия, а работа доставляет радость!
По материалам статьи (англ.). Читайте также: