Ольга - жена киевского князя Игоря. Неизвестно её происхождение, то ли это дочь князя Олега, то ли простая крестьянка, прельстившая своей красотой князя Игоря, то ли она из полулегендарного новгородского рода Гостомысла или она была из семьи варяг, об этом говорит и её варяжское имя - Ольга (Хельга).
Предание нарекло Ольгу - Хитрою, Церковь - -святою, История - Мудрою, написал Н. М. Карамзин в "Истории государства Российского".
Ольга была достойной женой князя киевского. Занимая высокое положение в политической иерархии, она была самостоятельна в делах, владела землями и городами, имела собственные вооруженные отряды.
После гибели князя Игоря, убитого древлянами во время сбора "полюдья" (дани, которую этот сильный союз племён был обязан Киеву), все бразды правления взяла на себя Ольга. Это было трудное для неё время. Древлянская земля "отложилась" от Киева, наследник, князь Святослав, был ещё слишком мал.
Убив князя Игоря, древляне захотели сосватать Ольгу за древлянского князя Ма́ла и послали "лучших своих мужей, числов двадцать, в ладье к Ольге". Приняла их Ольга, но попросила подождать до утра ... " и приказала выкопать в теремном дворе вне города яму большую и глубокую"..." И повелела Ольга закопать их живыми и засыпали их".
И послала Ольга к древлянам своих людей с посланием, чтобы прислали лучших мужей, "чтобы с великой честью пойти за вашего князя". И когда пришли древляне, велела Ольга приготовить им баню,"Помывшись придите ко мне". И разожгли баню, и вошли в неё древляне, и стали мыться. И заперли за ними баню , и повелела Ольга зажечь её от двери, и сгорели все".
И опять послала Ольга к древлянам, "чтоб приготовили мёды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и устрою ему тризну". Взяв малую дружину с собой, двигаясь налегке, прибыла Ольга на могилу своего мужа и оплакала его. И повелела начинать тризну. Сели древляне пить и когда они опьянели, отошла Ольга в сторону и "приказала дружине рубить древлян, и насекли их 5000".
Вернувшись в Киев, собрала Ольга войско против древлян и сошлись два войска, но под натиском войска Ольги, дрогнули древляне и побежали они в свои города. Ольга с сыном своим Святославом устремилась к городу Искоростеню.
Не смогла Ольга взять город. Всё лето простояла она в осаде и пошла она на хитрость. (..."дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости". Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им : "Вот вы уже и покорились мне и моему дитяти... Идите же в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город". Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всём людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же раздав воинам кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут (тлеющий), завёртывая его в платочки и привязывая ниткой к каждой птице. И когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьёв. Голуби же и воробьи полетели в свои гнёзда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи. И так загорелись где голубятни, а где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не горело. И нельзя было гасить, так как загорелись сразу все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань. (Из "Повести временных лет").
После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти. Установила точные размеры "уроков" и "даней". Благодаря административно-хозяйственным реформам Ольги традиционная власть старейшин на местах постепенно сменялась управлением княжеских "тиунов" (управителей), слабела племенная власть, укреплялась княжеская. Был сделан важный шаг на пути становления государства. Уладив внутригосударственные дела, Ольга смогла уделять больше внимания внешней политике.
Важное политическое значение получило крещение Ольги в Византии, которое способствовало укреплению международного положения Руси. Получив титул "дщери" (дочери) византийского императора, что выделяло её среди прочих государей, приняв крещение из его рук, Ольга тем самым необычайно повышала престиж светской власти Киева в международном плане.
Однако крещение Ольги не повлекло за собой введение христианства на Руси. Даже её сын Святослав жил по языческим обычаям. Вскоре Ольга отошла от государственных дел, занимаясь пропагандой христианства, построила несколько церквей. Хоронили Ольгу по христианскому обряду.
Блестящую оценку правлению Ольги дал историк Н. М. Карамзин. Он писал, что она "мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами".