«Вы же понимаете, я сделаю ему больно…»
Моя стоматолог рассказывает мне о маленьком мальчике, с которым она полчаса просто разговаривала, прежде чем он согласился сесть в кресло и открыть рот. А после радостно, возбужденно и с невероятным облегчением делился с мамой (которая тоже ужасно переживала в ожидании): «Мамочка, оказывается лечить кариес – это не больно!»
Но впереди был пульпит. И удаление зуба, не подлежащего лечению. Впереди была боль. А мальчик, ранее напуганный другим доктором, искренне радовался: «Вот эта тетя лечит не больно!» Он просто еще не знал…
…
- Как чувствует себя человек, вынужденный делать другому больно?
- Как чувствует себя человек, встречаясь с ненавистью в ответ на причиненную боль.
- Или еще хуже с разочарованием (в нем в частности и в человечестве вообще) – потому что внезапная боль ощущается предательством.
- Как чувствует себя человек наедине со своими сомнениями (А может с этим ребенком надо было построже? А может еще 5 минут поговорить – и он бы сам согласился? А может надо было отправить под общий наркоз?)
Наша стоматолог – настоящий виртуоз. И в своем деле, и в общении с детьми. Она так интересно рассказывает про свои жуткие металлические штуки, что они перестают пугать. Все знает о червяках, которые грызут зубы, и умеет прогонять их через уши, если не получается через рот. Много хвалит. Очень много! Но в ответственный момент отдает приказ таким тоном, что дети невольно замирают. А потом снова хвалит.
И она как-то живет с тем, что ежедневно делает детям больно. И некоторые дети ее за это от всей души ненавидят.
…
Не каждая мама стоматолог )
Но каждая мама ранена виной. За все прошлые совершенные ошибки. Причиненную боль. Ту боль, которую предстоит причинить. И даже ту боль, которую мама побоялась причинить, теперь опасается последствий, и если они наступят, опять же будет винить себя.
У многих мам это чувство вины не сильное, фоновое. Но время от времени (накопив критическую массу) оно выпрыгивает, как чертик из табакерки, и выливается в виде гнева на тех же детей. И тогда к общей сумме материнской вины плюсуется вина за срыв.
Чувство вины полезно. Оно сообщает нам: «Эй, смотри! Ты кому-то навредил, сделал больно, помешал!» И если оно побуждает исправить совершенную ошибку или осмыслить ее с целью избежать в будущем – все ок.
Но в воспитании детей все не просто. Нет однозначного ответа: вот это действие – ошибка или нет. У любого выбора своя цена.
И если позволить чувству вины тыкать в нас палочкой при любом удобном случае, мы такими и будем: истыканными и дергаными. В том, что касается воспитания детей, повод найдется при любом раскладе.
И тогда нам нужна способность обуздывать вину. А еще стоит разгрести накопившиеся завалы.
С пожеланиями жить не во власти вины и обид, но имея их своими верными слугами,
Ольга Шацкая
#ош_личное