Не успели мы как следует обрадоваться первому месту, которое ОАО «РЖД» заняло в глобальном индексе безопасности, который оценивает Международный союз железных дорог (МСЖД), как появился новый некролог: при сопровождении в холодном состоянии электропоезда «Ласточка» от угарных газов (эту версию уже подтвердили как в Следственном комитете, который проводит проверку по факту ЧП, так и в монополии) скончался машинист из Калининграда, его помощник выжил, но оказался в больнице.
Электропоезд «Ласточка» ЭС2Г-120 — машина новая, построена в начале текущего года. Локомотивная бригада Калининградской дирекции моторвагонного подвижного состава сопровождала её к новому месту дислокации, в январе машина эксплуатировалась на Свердловской железной дороге. В подобных случаях состав приводится в нерабочее состояние и перемещается отдельным локомотивом. Для сопровождения назначается полноценная локомотивная бригада, но в ведении поезда она участия не принимает. Её забота — контроль работы пневматического и механического оборудования. Для обогрева раньше применялись обычные буржуйки с запасом дров и трубой, выведенной в форточку, но вот прогресс принёс бензиновый обогреватель. Именно его угарным газом и отравилась бригада.
Как найти выход из этого замкнутого круга, не знает никто.
В бессознательном состоянии железнодорожников обнаружили их коллеги-тепловозники, и их появление спасло жизнь помощнику машиниста В.Г. Артюшенко, 1972 г.р. Машинист О.В. Емельянов 1969 г.р. погиб. Всё произошло 13 февраля на станции Владимир.
Кто виноват в смерти одного железнодорожника и травмировании другого, установит следствие. Пока же виден только несчастный случай: штатного оборудования для обогрева бригады, сопровождающей холодный состав, не предусмотрено, поэтому и пользовались, чем придётся. Пересылать состав без сопровождения невозможно: ни тепловозники, ни вагонники не знают (и не должны знать) устройства электропоездов, и в случае нештатной работы оборудования не смогут устранить неисправность. Как найти выход из этого замкнутого круга, не знает никто. Пока же Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава (ЦДМВ) запретила (скан соответствующей телеграммы выше) как само сопровождение холодных электропоездов, так и использование бензиновых и иных нештатных обогревателей.
Военные потери в мирное время — информация секретная. ОАО «РЖД» — организация гражданская, поэтому сведения о железнодорожниках, погибших на мирной работе, периодически появляются. Совсем недавно мы сообщали о помощнике машиниста из Санкт-Петербурга, погибшем при попытке осмотра токоприёмников электропоезда на ходу. Уже после этого ещё один машинист едва не распрощался с жизнью, справляя нужду на ходу из-за отсутствия в кабине туалета. Увы, безопасность локомотивных бригад по-прежнему оставляет желать лучшего. Люди гибнут вследствие столкновений с автомобилями на переездах, выпадают из кабин и травятся угарным газом в современных поездах. Очевидно, что на ГЖД имела место трагическая случайность. Остаётся надеяться, что из произошедшего будут сделаны правильные выводы, пожелать здоровья помощнику машиниста Артюшенко и выразить соболезнования близким погибшего машиниста Емельянова.