Найти тему
газета "ИСТОКИ"

«ИМЯ НАМ ЛЕГИОН…», ИЛИ ЧИСТОЕ ЗЛО КИНЕМАТОГРАФА

Будем честны, Зло – очень привлекательная сторона и таковой её отчасти сделал кинематограф. Как часто можно увидеть всю харизму порочности на голубом экране, когда гений криминальной мысли играет метафорическую шахматную партию с главным героем – «рыцарем в сияющих доспехах». Представитель тьмы элегантен, по-своему аккуратен, для него не имеет значение ценность фигур, но важен лишь финальный исход. Настоящий соблазн «тёмной стороны».

Харизматичный злодей – это всегда часть успеха любой киноленты, будь то боевик или триллер: антагонист – своеобразная крайность главного героя; они враждебны, но не могут друг без друга: так создаётся баланс между Светом и Тьмой, ведь чем правильнее и тяжелее моральный выбор главного «законника», тем соблазнительнее методы и варианты, которые находятся «в тени». Поэтому представитель «Злых сил» должен быть не просто притягательным, но и представлять из себя нечто большее, чем просто «чёртик из табакерки», ведь зритель должен во время просмотра кино не просто приятно проводить время, но и умственно участвовать в конфликте двух сторон, а потому, чем спорнее позиции «игроков», тем сильнее происходит вовлечение.

За всё время существования кинематографа было представлено множество различных воплощений Сатаны и тёмных сил, но были и экстраординарные случаи, которые и составили наше представление о том, как должен выглядеть представитель «Ада на земле». Именно эти киноперсонажи научили зрителей тому, что Зло не просто привлекательно и имеет в себе большую угрозу, но и тому, что за все грехи и тайные желания в конце концов всем придётся заплатить.

1. Воланд (Олег Басилашвили), «Мастер и Маргарита»

Бесспорно культовый персонаж не только российского кинематографа, но и мировой литературы. В современном мире, где человек так часто «внезапно смертен» бывает, что и Дьяволу не стоит утруждать себя в создании хитрых козней – многое уже сделано людьми. «Демон наблюдающий» – так можно описать этого персонажа, так как души людей, существующие в мире достаточно давно, лишь видоизменяются в иных обстоятельствах и приобретают новые свойства: где валютой спекулируют, где испортятся «квартирным вопросом» – но во всем хаосе Москвы наших дней всё ещё остаётся вера в светлые идеалы, любовь и честь. Воланд, показанный в мини-сериале, предстаёт перед зрителем не создателем всех бед людских, но лишь доказательством истины и того факта, что если существует Дьявол, то существует и Бог, а поскольку это оспариваться не должно, то на «глупых неверующих» остаётся лишь смотреть с безразличием, как это сделал Олег Басилашвили.
Бесспорно культовый персонаж не только российского кинематографа, но и мировой литературы. В современном мире, где человек так часто «внезапно смертен» бывает, что и Дьяволу не стоит утруждать себя в создании хитрых козней – многое уже сделано людьми. «Демон наблюдающий» – так можно описать этого персонажа, так как души людей, существующие в мире достаточно давно, лишь видоизменяются в иных обстоятельствах и приобретают новые свойства: где валютой спекулируют, где испортятся «квартирным вопросом» – но во всем хаосе Москвы наших дней всё ещё остаётся вера в светлые идеалы, любовь и честь. Воланд, показанный в мини-сериале, предстаёт перед зрителем не создателем всех бед людских, но лишь доказательством истины и того факта, что если существует Дьявол, то существует и Бог, а поскольку это оспариваться не должно, то на «глупых неверующих» остаётся лишь смотреть с безразличием, как это сделал Олег Басилашвили.

2. Белая колдунья (Тильда Суинтон), «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф»

Фильм о волшебной стране, снятый по одноимённому роману, так же, как и первоисточник имеет в себе религиозно-нравственный подтекст. И памятуя об этом, стоит вспомнить центр всего зла в сказочно беззаботной стране – о Белой колдунье. Хотя фильм и лишён характерного для романов о Нарнии вида притчи, но он сумел сохранить черты главной злодейки и показать всю её опасность, как для волшебных существ, так и для людей. Безграничное стремление править, а потому и хладнокровное обращение ко всем несогласным с твоим желанием создают одного из самых запоминающихся тиранов фантастических фильмов. Белая колдунья не просто желает подчинить себе зачарованную страну, но и уничтожить внутри неё всё добро, в котором она закономерно видит для себя угрозу. Зимний мороз жестокой души тирана так силён, что заключает в вечные льды всю Нарнию. Символично, что весна в душах волшебных жителей и зрителей наступает только тогда, когда воплощение добродетели – Лев Аслан – появляется чтобы сразиться со своим заклятым противником. И хотя итог неизменен и зло побеждено, но тонкая бескровная фигура в белой шубе и ледяной короне всегда будет бросать в дрожь всех кинолюбов.
Фильм о волшебной стране, снятый по одноимённому роману, так же, как и первоисточник имеет в себе религиозно-нравственный подтекст. И памятуя об этом, стоит вспомнить центр всего зла в сказочно беззаботной стране – о Белой колдунье. Хотя фильм и лишён характерного для романов о Нарнии вида притчи, но он сумел сохранить черты главной злодейки и показать всю её опасность, как для волшебных существ, так и для людей. Безграничное стремление править, а потому и хладнокровное обращение ко всем несогласным с твоим желанием создают одного из самых запоминающихся тиранов фантастических фильмов. Белая колдунья не просто желает подчинить себе зачарованную страну, но и уничтожить внутри неё всё добро, в котором она закономерно видит для себя угрозу. Зимний мороз жестокой души тирана так силён, что заключает в вечные льды всю Нарнию. Символично, что весна в душах волшебных жителей и зрителей наступает только тогда, когда воплощение добродетели – Лев Аслан – появляется чтобы сразиться со своим заклятым противником. И хотя итог неизменен и зло побеждено, но тонкая бескровная фигура в белой шубе и ледяной короне всегда будет бросать в дрожь всех кинолюбов.

3. Дьявол (Элизабет Херли), «Ослепленный желаниями»

Порой главные герои фильма готовы пойти на всё ради достижения своих целей, в том числе и продать душу. Обворожительная красавица, в образе которой предстаёт Дьявол в «Ослеплённом желаниями», – это напоминание о том, как много может дать порок и о том, что стоит помнить о цене. Герой комедии загадывает несколько желаний, чтобы добиться любви одной девушки, но каждое исполнение оборачивается крахом из-за неправильной формулировки. После ряда неудач парень понимает, что совсем не знает, чего он хочет, но назад дороги нет – душа уже на пути в Пекло. Соблазнительная фигура красотки стала для персонажа обманчивой обёрткой совсем невкусной конфетки. Конечно, финал у картины счастливый, но всё же после просмотра комедии стоит накрепко запомнить, что нужно быть осторожными в своих желаниях.
Порой главные герои фильма готовы пойти на всё ради достижения своих целей, в том числе и продать душу. Обворожительная красавица, в образе которой предстаёт Дьявол в «Ослеплённом желаниями», – это напоминание о том, как много может дать порок и о том, что стоит помнить о цене. Герой комедии загадывает несколько желаний, чтобы добиться любви одной девушки, но каждое исполнение оборачивается крахом из-за неправильной формулировки. После ряда неудач парень понимает, что совсем не знает, чего он хочет, но назад дороги нет – душа уже на пути в Пекло. Соблазнительная фигура красотки стала для персонажа обманчивой обёрткой совсем невкусной конфетки. Конечно, финал у картины счастливый, но всё же после просмотра комедии стоит накрепко запомнить, что нужно быть осторожными в своих желаниях.

4. Дэрин Ван Хорн (Джек Николсон), «Иствикские ведьмы»

Как и предыдущий «представитель» тёмных сил, этот персонаж предстаёт в качестве коварного искусителя, но лишь прекрасной половины человечества. Чернокнижник Ван Хорн искусно играет на слабостях трёх лучших подруг, подстраивается под их предпочтения, чтобы в конце концов привлечь их к себе. Так с виду некрасивый, толстый, желтозубый, коренастый мужчина с мастерски продуманными манипуляциями становится настоящим дамским угодником: сыграть на предпочтениях дамы сердца, открыть её тайные стороны жизни, манипулировать её окружением – и рано или поздно желанный приз станет твоим. Но как бы ни был обаятелен злодей, стоит помнить, что жизнь состоит не только из соблазнов, но также из вещей, которые гораздо ценнее банальной похоти, как, например, дружба и чувство собственного достоинства. И пока в порой мятежной женской душе будут жить светлые чувства, такие «демоны» как Ван Хорн всегда будут не у дел.
Как и предыдущий «представитель» тёмных сил, этот персонаж предстаёт в качестве коварного искусителя, но лишь прекрасной половины человечества. Чернокнижник Ван Хорн искусно играет на слабостях трёх лучших подруг, подстраивается под их предпочтения, чтобы в конце концов привлечь их к себе. Так с виду некрасивый, толстый, желтозубый, коренастый мужчина с мастерски продуманными манипуляциями становится настоящим дамским угодником: сыграть на предпочтениях дамы сердца, открыть её тайные стороны жизни, манипулировать её окружением – и рано или поздно желанный приз станет твоим. Но как бы ни был обаятелен злодей, стоит помнить, что жизнь состоит не только из соблазнов, но также из вещей, которые гораздо ценнее банальной похоти, как, например, дружба и чувство собственного достоинства. И пока в порой мятежной женской душе будут жить светлые чувства, такие «демоны» как Ван Хорн всегда будут не у дел.

5. Библейский Антихрист (Розалинда Челентано), «Страсти Христовы»

Распятие Христа – самое страшное деяние человечества, которое легло в основу фильма. В картине представлены жесточайшие пытки и последние часы жизни Иисуса, во время которых всюду его сопровождают смеющиеся, злые и мелочные люди, для которых страдания невинного человека всего лишь развлечение. Среди глумящейся толпы лишь одна фигура в чёрном плаще безмолвно глядит на кровавые сцены увечий пленного – это враг всего людского рода, отец всех пороков. Он не может сам причинить Сыну Божьему вреда, но руками глупых и жадных людей творит бесчинство, тем самым доказывая Христу безнадёжность его веры. Образ Дьявола в фильме – это не просто символ, это полноценный персонаж, который хотя и не совершает почти никаких действий, тем не менее представляет всю тяжесть содеянного поступка. В момент, когда распятье уже свершилось, наступает момент торжества зловещего странника в балахоне – он сделал своё дело, но всё же проиграл, потому что великая жертва была лишь началом великого пути. Сухая фигура Дьявола с пронзительным взглядом из этого фильма Мела Гибсона без малого стала символом не только всемирного зла, но и человеческой вины перед Богом и Христом.
Распятие Христа – самое страшное деяние человечества, которое легло в основу фильма. В картине представлены жесточайшие пытки и последние часы жизни Иисуса, во время которых всюду его сопровождают смеющиеся, злые и мелочные люди, для которых страдания невинного человека всего лишь развлечение. Среди глумящейся толпы лишь одна фигура в чёрном плаще безмолвно глядит на кровавые сцены увечий пленного – это враг всего людского рода, отец всех пороков. Он не может сам причинить Сыну Божьему вреда, но руками глупых и жадных людей творит бесчинство, тем самым доказывая Христу безнадёжность его веры. Образ Дьявола в фильме – это не просто символ, это полноценный персонаж, который хотя и не совершает почти никаких действий, тем не менее представляет всю тяжесть содеянного поступка. В момент, когда распятье уже свершилось, наступает момент торжества зловещего странника в балахоне – он сделал своё дело, но всё же проиграл, потому что великая жертва была лишь началом великого пути. Сухая фигура Дьявола с пронзительным взглядом из этого фильма Мела Гибсона без малого стала символом не только всемирного зла, но и человеческой вины перед Богом и Христом.

6. Чернобог, «Фантазия»

Последний «претендент» не произнёс ни единого слова, но при этом показал всю мощь тьмы. В светящихся глазах громадной фигуры заключается предупреждение всему живому, дабы здравомыслящий человек знал, что нет спасения в тёмной пустоте – там его ждёт лишь погибель. Могучий Чернобог заслужено стал культовым персонажем, так как не вводит в заблуждение обманчивыми личинами и не внушает ложных надежд: всем своим видом мрачная фигура показывает, что Зло есть сила, против которой нельзя устоять.
Последний «претендент» не произнёс ни единого слова, но при этом показал всю мощь тьмы. В светящихся глазах громадной фигуры заключается предупреждение всему живому, дабы здравомыслящий человек знал, что нет спасения в тёмной пустоте – там его ждёт лишь погибель. Могучий Чернобог заслужено стал культовым персонажем, так как не вводит в заблуждение обманчивыми личинами и не внушает ложных надежд: всем своим видом мрачная фигура показывает, что Зло есть сила, против которой нельзя устоять.

Множество достойных воплощений Тьмы было представлено в кино, и каждое заслуживает упоминания: все по-своему хороши. Зло принимает разные облики, чтобы показать разные стороны человеческой жизни: сколько оттенков грехов, столько и обликов, но стоит помнить, что это всего лишь обман. Как бы ни были искусны в существе своем силы Ночи, они всегда исчезают там, где начинается Свет.

Владислав БУРУХИН

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!