19 февраля 2016 года от нас ушел великий итальянский писатель Умберто Эко. Это возможность напомнить о нем и поделиться радостной новостью для поклонников его творчества, что в «черной» серии книг Умберто Эко в издательстве СЛОВО/SLOVO выходит восьмой сборник никогда ранее не публиковавшихся на русском статей итальянского философа под названием «О зеркалах и другие истории. Реалистическая иллюзия».
Судя по приведенной ниже цитате – сборник must have для всех, кто занимается (или увлекается) семиотикой. И это только первая часть! Вторая ожидается в марте.
«Произведение искусства — это всегда и прежде всего субстрат, носитель или физическое «выражение», даже когда оно не передает и не выражает (если это вообще возможно) никакого содержания. Как любой физический объект оно живет во времени и подчиняется физическому закону потребления.
Можно утверждать, что ни с эстетической, ни с семиотической точки зрения нас нисколько не интересует, что статуя или картина потребляются и изнашиваются во времени вплоть до своего исчезновения. Поскольку великие архитектурные памятники Вавилона были разрушены, эстетика уже ничего не может сказать о них, так же как и семиотика. Точнее, семиотика и эстетика могут что-то сказать о представлении, которое сохраняется в культуре об этих исчезнувших объектах. Возможно, некогда существовал адамический, довавилонский язык (который многие ученые мужи, от Данте до английских семиологов XVIII века, искали и пытались реконструировать), но применительно к этому языку, ввиду отсутствия физических памятников, с которыми можно было бы работать, невозможны ни семиотика, ни литературная критика написанных на нем поэм.
Интересная проблема возникает, когда у нас имеются остатки произведения, почти, но не полностью утраченного. В них, несмотря на действие времени, или именно благодаря действию времени, мы вычитываем нечто эстетически интересное. Отталкиваясь от памятников, подвергшихся разрушительному действию времени, мы пытаемся предположить — на основании того, что осталось, — каким могло бы быть это произведение. Для этого нам необходима теория органической закономерности форм, по которой, даже если время разрушило часть объекта, мы можем реконструировать его целостность на основании критериев закономерности и органичности (об этих проблемах оченьинтересно рассуждал Луиджи Парейсон*)…»
(Умберто Эко, из эссе «Время искусства», сборник «О зеркалах», издательство СЛОВО/SLOVO, 2020)