Как можно искриться счастьем, когда вокруг столько жизненных неурядиц? Они возникают каждый день – в разных количествах и масштабах. Даже если вы посчитаете сегодняшний день удавшимся, всё равно сумеете вспомнить какую-то неприятную мелочь, как будто созданную для того, чтобы вам не надоели спокойствие и комфорт.
Когда люди задумываются о счастье, в голове всплывают такие вещи, как достижение важных целей, наличие поддерживающих близких отношений (семья, друзья, единомышленники); удовлетворение профессией, хобби и личным благополучием.
То есть, человеку нужны условия, чтобы чувствовать себя счастливым.
Ошибка в том, что в основном мы ориентируемся на внешние условия, забывая о внутренних. Наглядный пример такого подхода мы можем увидеть в великолепном фильме о психиатре Гекторе, которому пришлось пуститься в долгое путешествие, чтобы изучить природу счастья.
Один из ложных ориентиров – стремление избежать несчастья.
Топтание в зоне комфорта, из которой страшно выглянуть, формулирует негативные цели: «Хочу, чтобы у меня не было конфликтов с мужем», «Как бы не сесть в лужу», «Не хочу, чтобы мне встречались плохие люди». Ответ на подобные цели сталкивает нас с правильной дороги, предлагая закрыться дома и игнорировать проблемы в ожидании, что всё решится само: «Нет проблем – есть счастье».
Другой ошибочный ориентир – излишнее стремление к счастью.
Психологи Крэбтри, Кесебир и Динер (2008) в своих наблюдениях за уровнем счастья испытуемых установили, что погоня за этим состоянием вызывает отчаяние и разочарование. Исследователи Маусс, Тамир, Андерсон и Савино (2011) определили, что ярые преследователи счастья хуже себя чувствуют при небольшом стрессе, чем те, кто не фиксирован на бесконечном блаженстве.
Также фанаты счастья перестают реагировать на низко и средне выраженные стимулы положительных эмоций. Гонка за желанным ощущением порождает очень жёсткие ожидания от жизни, которые превращаются в требования от мира предоставлять человеку только те результаты и события, от которых ему будет чрезвычайно хорошо: «Есть счастье – нет проблем».
Но совершенно незачем противопоставлять счастье и проблемы.
Нужно уметь замечать то, что даёт вам это счастье, и уметь работать с проблемами. У счастливых людей тоже бывает плохое настроение, но они всегда могут сказать, что в целом-то они счастливы, просто сейчас им нужно кое-что решить.
По-настоящему счастливые люди, а это, как ни странно, средний уровень счастья (исследования Грубера и коллег в 2011 году), способны перестать акцентироваться на долгосрочной проблеме, если не могут разобраться с ней сразу. Вместо этого они делают фокусом внимания то важное и дорогое, что у них есть.
Например, человек наслаждается любимой работой, даже если знает, что один из его коллег пытается понизить его репутацию в коллективе. Вместо того чтобы отравлять себе жизнь мыслями о сплетнике, можно сконцентрироваться на том, что действительно важно. Тогда любимая работа превратится в фигуру, а всё остальное станет фоном и будет восприниматься не более чем декорации. Это не значит, что сплетник начнёт игнорироваться: человек подберёт конкретную стратегию общения с провокатором и коллективом и в то же время согласится с тем, что неугодный сотрудник продолжит работать рядом с ним.
Довольные жизнью люди к проблемам относятся по-философски, считая, что без неприятных переживаний невозможно учиться и продолжать идти вперёд по дороге развития. Этот интересный подход позволяет гармонично принимать текущий уровень счастья, брать выгоду из отрицательных эмоций и тем самым сохранять внутренний баланс.
Истинное счастье позволяет черпать драгоценный опыт из любых событий. Это можно назвать мудростью и зрелостью. Когда-то же должно прийти озарение: при нашем рождении никто не подавал нам на подпись договор, в котором бы обещалась бесконечная лёгкость бытия.
Договор, если бы он состоялся, был бы о том, что мы обязаны:
- понять, что делает нас счастливыми;
- прикоснуться к этому;
- научиться смотреть на жизнь через тёплый свет своего счастья.