Найти в Дзене
Оксана Сыч

Причины Детского Обмана

Можно выделить две группы факторов.

Первая группа- это возрастные причины:

• до 3-х лет ребёнок не отличает вымышленный мир и объективную реальность и путает свои фантазии с действительностью, у него есть такая неразбериха в голове, поэтому и обман тут не совсем обман;

• от 3-х до 6-ти лет, в психике ребёнка возникает внутренний конфликт между детским «хочу» и родительским «нельзя» и «надо». И обман в этом возрасте может быть следствием того, что ребёнок ещё не сумел создать четкую структуру родительских требований. Особенно сложно тем детям, которым предъявляется очень много различных требований или эти требования носят ситуативный характер;

• от 6-ти до 9-ти лет, у детей формируется желание казаться хорошим, поехать себя в выгодном свете перед родителями , воспитателями, учителями, друзьями и т.д. Поэтому обман в этом возрасте может быть своеобразным механизмом повысить свою самооценку.

Вторая группа факторов- это социально-психологические причины и здесь большая доля ответсвенности лежит на самих родителях. Такая ложь зачастую взращивается в ребёнке их усилиями.

Вот несколько примеров социально -психологических причин детского обмана:

• Ложь по подражанию. Мама обращается к дочери ( 8 лет ): «Доченька, ответь на звонок, скажи, что меня нет дома».

• Ложь как запрет говорить правду. Мама ругает сына ( 6 лет ) за отказ съесть пирожок в гостях: « Нельзя было говорить, что пирожок невкусный. Надо было придумать что-то не обидное для тети Мани»

• Ложь как следование имиджу семьи или условным семейным ценностям. Из рассказа мальчика ( 9 лет ): « Когда папа меня наказывал, я не кричал, что мне больно. В нашей семье не принято быть слабым».

• Ложь как желание избежать наказаний или защитить себя. Из рассказа девочки ( 7 лет ): « Если мама узнает, что это я уронила братишку, она меня убьёт».

• Ложь как способ привлечь внимание. Из рассказа мальчика ( 7 лет ): « Когда я обманываю, то мама со мной долго разговаривает, а папа в это время водится с младшими детьми».

Список можно продолжать, но это не означает , что любая неосторожная реплика родителя или неосторожный шаг станет причиной формирования детской лживости.

Основой для развития детской лживости такие реплики или поступки становятся тогда, когда подобные родительские реакции носят систематический характер.

Существует тонкая грань между нежелательным поведением и творческим развитием ребёнка, между обманом и фантазированием.

Если хотите чтобы ваш ребёнок говорил правду и при этом не разучился фантазировать, то следует:

• Уделять ребёнку достаточно времени и проявлять интерес к его переживаниям.

• Воздержаться от физических наказаний насколько это возможно.

• Избегать реплик типа « а кто это сломал машинку брата?»

Лучше мягко и уверенно сказать: « Я знаю, что ты сломал машинку брата, и думаю....»

• Поддерживать фантазии ребёнка и перенаправлять их в творческое русло.