Вторая беседа из цикла "Церковь и психология" с православным психологом Людмилой Виноградовой. Беседует монах Ефрем (Метс), насельник мужской монашеской общины в честь иконы Божией Матери "Тихвинская" ур. Паздеры.
Вторая беседа посвящена такому важному понятию в духовной жизни как чувство вины.
Монах Ефрем: Здравствуйте, Людмила! Говоря о чувстве вины, мне сразу вспоминается, что критики христианства говорят, что Церковь навязывает и культивирует в человеке чувство вины.
Людмила: Честно говоря, это одна из неприятных тем. К сожалению, это имеет место быть и есть случаи, когда человек уходит из Церкви по этой причине.
Монах Ефрем: Тогда давайте рассмотрим, что же такое вина и откуда она появляется.
Людмила: Чувство вины – это тоже ожидание, в этом оно сходно с обидой. Разница в том, что обида – это требование и ожидание от другого человека, а чувство вины – это требование и ожидание от другого человека относительно меня самого. Чувство вины – другая сторона обиды.
Монах Ефрем: Немного, не могу понять. Приведите пример.
Людмила: Вот, Вы сегодня опоздали на встречу и я обиделась. А другой вариант: я опоздала на встречу и Вы не обиделись, но я, несмотря на это испытываю чувство вины.
Монах Ефрем: Т.е. получается, Вы додумываете за меня и приписываете мне обиду, а сами испытываете чувство вины, хотя в реальности ничего этого нет.
Людмила: Да. Причём это происходит автоматически.
Монах Ефрем: И что с этим делать?
Людмила: Для начала задаться вопросом: не фантазирую ли я?! Не обманывают ли меня мои чувства?! Мы встречаемся, я вижу, что Вы не обижены, и я понимаю, что я не виновата. Если я распознаю обиду у Вас, то прошу прощения. И Вы меня прощаете! Но если у Вас накопилось много всяких обид, то Вы можете меня не простить и даже наорать и наговорить много всяких неприятных слов. Т.е. Вы были обижены ранее на кого-то, но срываетесь на меня.
Монах Ефрем: Ну, если действительно навалилось на человека много проблем, а тут Вы ещё опаздываете.
Людмила: Так часто и бывает. Вот и ходим все такие виноватые, да обиженные. Обида проявляет себя всегда агрессивно, а вина наоборот делает человека забитым и зажатым. К сожалению внутри Церкви много людей в таком состоянии.
Монах Ефрем: Мне вспоминается один человек. Он бесконечно извиняется, буквально за всё подряд вплоть до абсурда: «простите, что я здесь стою», «простите, что я дышу», «простите, что я существую».
Людмила: Это тяжёлое состояние. С чувством вины можно родиться. Если родитель отвергает ребёнка, когда он ещё в утробе, то это самое чувство вины «простите, что я существую» уже формируется в чреве матери.
Монах Ефрем: Нежеланный ребёнок!
Людмила: Именно. Причём взрослый человек не может понять, откуда у него это чувство. Ну, это самый тяжёлый случай. Здесь нужна серьёзная психотерапия.
Монах Ефрем: Тогда как отличить чувство вины истинное и ложное?
Людмила: Ложное чувство вины всегда приводит к унынию и самоедству. Включается внутренняя защита и оскорбления в ответ на оскорбления: Сам ты дурак! Ты на себя посмотри и т.д.
Монах Ефрем: Что должен услышать ребёнок от родителей, чтобы в нём взращивалось чувство вины?
Людмила: Иногда достаточно взгляда или интонации в голосе. Например, своему ребёнку я могу сказать: сынок, ты не виноват. Я снимаю у него чувство вины, которое я сама могла неосознанно насадить в нём, просто что-то сказав с неправильной интонацией, сама того не заметив. А он стал без вины виноватый. Если записывать свой разговор на диктофон, то прослушав его через некоторое время можно это понять. А откуда у меня такая интонация? Например, от мамы, а у мамы от бабушки и т.д.
Монах Ефрем: Получается, что чувство вины в какой-то момент занесли, и никто его не вынес.
Людмила: Более того, чувство вины могут насаждать осознанно родители. Поскольку вина и стыд лучшие состояния для манипуляции. Воспитание - манипуляция. Ничего хорошего из этого не выходит.
Монах Ефрем: Если говорить о церковной ситуации, то скажу что есть проблема Исповеди. Например, у меня в душе мир, ни с кем не поссорился, грехов тяжких ни наделал, но мне нужно идти исповедоваться перед Причастием. Получается, я должен придумать себе чувство вины, т.е. солгать самому себе, притвориться виноватым и выдумать грехи. Игра какая-то получается! Ложное чувство вины и ложная Исповедь.
Людмила: Да. Потому что есть страх услышать в ответ, что ты бесчувственный или плохо ищешь грехи и т.д.
Монах Ефрем: Если человек ведёт трезвую духовную жизнь, то по мере укрепления веры Господь открывает те уголки души, в которых есть греховная грязь. Т.е. нужно созреть для видения своих грехов, иначе человек впадёт в отчаяние.
Людмила: Даже если церковный человек чувствует себя внутренне хорошо, то возникает какой-то страх благополучия. Например, написано в патерике, что святой подвижник живёт хорошо и говорит: Бог оставил меня!
Монах Ефрем: Я думаю, основная проблема заключается в том, что человек совершает подмену, испытывая ложное чувство вины, называет его покаянием. Но главное отличие всё-таки в плодах. Истинное покаяние приносит мир и радость, а ложное чувство вины ведёт к самоедству и унынию. Хотя внешне и там и там есть чувство вины. Но в покаянии человек сосредотачивается на любви к Богу, а в нездоровой вине сосредотачивается на своём эгоизме, отчего и страдает.
Людмила: Да. Ещё бывает, что человек бесконечно рассматривает все события своей жизни как наказание за грехи. Это тоже проявление навязчивого чувства вины. Т.е. постоянно человек спрашивает: за что? А лучше бы спросить: для чего?
Монах Ефрем: Спасибо, Людмила за беседу. Всего доброго!
Людмила: Спасибо, Вам! До свидания!
Материал подготовлен в рамках проекта "Медиацентр Ижевской епархии"