Найти в Дзене

«Отцы и дети» - роман не о любви

Мерный стук часов перебивало только тихое похрапывание Толика. Бобик сидел за письменным столом и перебирал старые-старые письма. На одном из них значилось: «Моему милому Толе», - и подпись: «А.С.»

Говорят, роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» не о любви. Более того, есть мнение, что она там абсолютно лишняя. Но так ли это на самом деле?
Пожалуй, оставим этот вопрос людям посерьёзней. Мы же лучше попытаемся разобраться: была ли вообще любовь между Анной Сергеевной Одинцовой и Евгением Васильевичем Базаровым.

Бобик аккуратно вышел из комнаты. Надел старое пальто и чёрные резиновые сапоги. Сегодня обещали дождь.

Полноценное знакомство Базарова с Одинцовой произошло в Никольском, где Евгений Васильевич и Анна Сергеевна изначально видели друг в друге лишь приятных, умных и интересных собеседников. Тогда и речи не было даже о дружбе, не то что о любви

Бобик с трепетом раскрыл пожелтевший от времени конверт. Инициалы «К.С.» на обороте заставили с головой уйти в воспоминания беспечной юности. Снова ощутить невообразимую радость, невероятное счастье, что позже разбилось о холодный бетон разочарования и гнева.

Но время шло. Базаров всё больше часов проводил с Одинцовой. Считая, что нельзя поддаваться женской любви, нигилист всячески хорохорился перед Аркадием. Однако Базаров сам же и не заметил, как медленно, но верно попал в сети чувств. Проведённое с Одинцовой время не прошло бесследно. Евгений Васильевич влюбляется во вдову.

- Тоже несчастная любовь? – Толик сел рядом с Бобиком на скамейку, - Знаешь, очень больно, когда тебя предают, но ещё больнее, когда просто не отвечают взаимностью

Бобик тяжело вздохнул:

- Скажи, Толик, ты же ведь читал «Отцы и дети»?

- Ну да, а что?

- Как думаешь, Базаров любил Одинцову?

- Да

- А она его?

- Нет, там же чёрным по белому написано

- Но всё же…

- Послушай, Бобик. Одинцова изначально относилась к Базарову только как к другу, даже не так. Как к знакомому, приятелю, может быть. Ей было интересно с ним беседовать, спорить, но всё проведённое с Евгением Васильевичем время для Анны Сергеевны – это лишь утоление потребностей умственных, а не сердечных.

- То есть она прям совсем-совсем, ничуточку его не любила?

Толик закрыл глаза:

- Может и любила. Только испугалась и решила от греха подальше не доводить отношения с Базаровым до чего-то серьёзного. Ей же спокойствие было дороже. А вообще, слышал поговорку: «Один раз обжёгшись на молоке, на воду дуем»?

- Кажется, она звучит немного иначе…

- Не суть. Тут, я думаю, может быть похожая ситуация

- Хочешь сказать, что Одинцова боялась отношений с Базаровым?

- Возможно, только вот правды мы всё равно не узнаем. А додумывать что-то – дело неблагодарное

- Тогда любой разговор о литературе – дело не благодарное

- И то верно

Пауза. Где-то с другого конца парка донёсся заливистый смех. Толик едва улыбнулся:

- Я вот что ещё думаю: такую неразбериху в отношениях Одинцовой и Базарова вносит сам нигилист. Во-первых, он не может принять свои чувства. Во-вторых, является одной из центральных фигур сюжета, из-за чего порой читатель смотрит на происходящее глазами Евгения Васильевича. Вот причина, по которой поведение, некоторые действия Анны Сергеевны кажутся признаками взаимности чувств Базарова. А в-третьих, Бобик, любовь – штука сложная.

- И не поспоришь… Так что же, Базаров был прав?

- Насчёт любви-то? Нет. Вспомни, весь роман – опровержение теории и идей нигилиста. А так… Знаешь, ведь Базаров любил, причём так, как, смешно говорить, любят романтики. Пылко и до безумия

Бобик ничего не ответил. На тёмном ночном небе горели тусклые звёзды. Шуршали кроны деревьев. Бобик, не поворачиваясь к Толику, прошептал:

- Значит, «Отцы и дети» - роман не о любви?

- Не о ней в первую очередь. Но чувства и даже страсть там есть. В этом романе любовь – одно из средств раскрытия и развития героев, я думаю

Бобик кивнул.

В мусорном баке недалеко от парка уже два часа как лежат письмо и конверт с едва различимыми инициалами: на первом – «А.С.», а на втором – «К.С.»