Белорусский инфлюенсер из YouTube — это подросток с многомиллионной аудиторией, зарабатывающий гораздо больше своих родителей и тех, кто смеется над его аудиторией. Об этом феномене, мировом рынке видеоблогинга, бизнесе и конкуренции с глобальными компаниями журнал Office Life поговорил с Михаилом Быченком, основателем MediaCube и CEO MediaCube Network, компании-партнера YouTube. Вот главное...
30 лет. Основатель и владелец группы компаний MediaCube, CEO в MediaCube Network. Летом 2019 года компания привлекла инвестиции фонда «Зубр Капитал» в размере от $3,5 млн до $7 млн. В 2017 году окончил магистратуру по специальности «арт-менеджер» в Белорусском государственном университете культуры и искусств. С 2007 по 2013 год работал на телеканале ОНТ продюсером специальных проектов. Холост.
Мой отец — предприниматель, и я вырос с осознанием, что тоже буду заниматься бизнесом. Мой первый бизнес — это не MediaCube, а компания ColorPoint, мелкая типография, которую я основал вместе с другом в 17 лет, когда еще учился в техникуме. На открытие ColorPoint отец дал мне $8 тысяч. Эта компания до сих пор существует.
Я еще никогда в жизни не строил компанию на продажу. MediaCube создавал как свою компанию, как ребенка, вкладывал душу и не думал, что продам ее. С момента прихода инвестора, когда я уже простился с частью собственности, понял, что любой бизнес может быть продан, вопрос только в цене. У любого бизнеса есть своя цена. Готов ли я продать компанию? Да, готов, но гораздо дороже, чем она сегодня стоит. Если придет оффер x3 к текущей оценке, то да, я буду готов продать эту компанию. Сумма — $50 млн и выше.
Ролик на YouTube должен стоить в производстве $100–500.
Мы как MCN являемся правообладателями всего YouTube-контента, который к нам подключен. И входим в топ-30 мировых правообладателей на YouTube. Понятно, что, например, у HBO много контента, но у нас его гораздо больше: тысяча авторов, которые каждый день публикуют около пятисот новых видео. Всего, если суммировать просмотры на всех каналах наших авторов, выйдет около 2,5 млрд просмотров в месяц.
YouTube — достаточно небольшая компания, в первую очередь это компания разработчиков, которая делает очень классную платформу для размещения контента авторов. Этих авторов в мире огромное количество, и если бы YouTube принял решение работать с ними напрямую, то их отдел поддержки включал бы в себя не менее 20 тысяч человек. Чтобы можно было активно расти, YouTube принял решение масштабироваться через модель MCN. Мы являемся сервисной компанией, которая постоянно работает над тем, чтобы количество сервисов для авторов росло. Сейчас у нас около 25 сервисов, которые мы предоставляем нашим контент-криэйтерам.
Сейчас мы берем в партнеры каналы от 10 тысяч подписчиков. И внимательно смотрим на контент. Даже если есть 10 тысяч подписчиков, но контент не соответствует политике YouTube по монетизации, мы не возьмем канал в сеть. Мы берем либо уже популярный контент, либо такой, в который сами очень верим и понимаем, что он может стать популярным. Можем взять канал с аудиторией меньше 10 тысяч, когда понимаем, что это, например, второй канал Парфенова и он наверняка в ближайшее время станет популярным.
Топ-авторы — это дети, с которыми нужно быть на связи 24/7. Если он тебе пишет в два часа ночи, обращаясь за помощью, это значит, что саппорт в два часа ночи должен ему ответить. Все наши YouTube-криэйтеры — это наши друзья, мы с ними в отличных отношениях, и только потом уже мы — бизнес-партнеры.
Мы не берем маленькие каналы, потому что мы им не нужны. Мы нужны большим каналам, потому что большие каналы — это большие проблемы.
Если у вас маленький канал и, например, слетела монетизация с видео, вы с точки зрения заработка это даже не почувствуете. А если вы инфлюенсер с миллионами подписчиков, то в такой ситуации вы просто каждую секунду будете терять деньги, и тут автору уже нужны мы.
Сейчас у нас около 150 белорусских YouTube-каналов. У одного автора может быть несколько каналов. И из них 50 человек получают больше $500 в месяц.
Мы — глобальная компания. И наши конкуренты — это точно такие же компании из США, Японии и других стран. На данный момент только 15% наших авторов из Беларуси, остальные — со всего мира, из 64 стран. Больше всего нас смотрят в России, Украине, США, далее идут Мексика, Казахстан, Индия, Беларусь, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Вьетнам, Колумбия. То есть после СНГ вторая по значимости территория — Латинская Америка. Активно ищем португалоговорящих менеджеров, в идеале — португальцев, бразильцев в Беларуси. Всех, кто знает португальский, готовы взять в команду с огромным удовольствием.
У нас интернациональная команда: есть сотрудники из Китая, Южной Кореи. А все потому, что с нэйтив-спикером YouTube-авторы найдут контакт гораздо быстрее, они просто будут на одной волне с ним. Если ты не нэйтив, то очень трудно держать хороший коннект с криэйтером, ведь помимо того что ты общаешься по вопросам бизнеса, 80% общения уходит на обсуждение последнего фильма или какой-нибудь книжки.
По MCN мы берем, как правило, 20% от суммы, которую YouTube перечисляет за рекламу. Это может быть и 10, и 50%. Контракт кастомный, и он варьируется в зависимости от нашего сервиса. Например, если мы делаем с каким-нибудь автором копродакшен, пишем сценарий, снимаем для него контент, монтируем, то, конечно, условия будут 50 на 50. Если это суперкрупные ребята вроде Димы Масленникова, то это будет не 80 на 20, а 90 на 10. То есть мы будем забирать меньше денег, потому что это очень доходный канал, и объективно мы не оказываем сервис на эту сумму.
Если сейчас стандартный контракт с автором — 80 на 20%, то скоро это будет 95 на 5, а возможно, через десять лет — 100 на 0. Но главное — не то, что у нас есть монетизация, а то, что, когда автор входит в Сеть, у нас с ним есть коннект по всем вопросам и мы становимся его бизнес-партнером. Соответственно, для него мы можем разрабатывать уже какие-то другие бизнес-модели и думать, что еще мы можем продать его аудитории: приложение, игру, мерч или же его контент дистрибутировать на другие платформы. Думаю, что в конце концов MCN будут зарабатывать за счет других revenue-стримов, и так уже происходит.
Максимальный заработок неограничен. Пятерка самых зарабатывающих белорусских блогеров — Приятный Ильдар, Влад Бумага, Бубенита, telblog.net, SteFAN life TV.
Если вы снимаете много контента и у этого контента хорошая взрослая платежеспособная аудитория, при этом вы делаете это системно — например, публикуете три-четыре видео в неделю и на каждом у нас миллионы просмотров, то вы можете зарабатывать от $10 тысяч до $150 тысяч в месяц. Но это для рынка СНГ.