В 1984 году появляется Ява 638.5 внешне она практически идентична модели 634.7 но технической части превосходит ее. Новый двигатель, элетрооборудование, передняя вилка и покраска грязевых щитков. Цилиндры выполнены из чугунной гильзы и запрессованы в алюминиевую рубашку, повышена плотность оребрения цилиндров и головки более высокая, угол наклона цилиндров уменьшился до 15 градусов.
Цилиндровые головки стали крепиться в 4 точках, расстоянии между осями цилиндра увеличено на 12 мм, добавился шарикоподшипник в опоре каленвала, который через лабиринтное уплотнение интенсивнее смазывался. Улучшилась приемистость двигателя. Был разработан новый 28 мм карбюратор с регулируемым полипропиленовым поплавком. Было реконструировано сцепление передающее более высокий момент и мощность, были увеличены фрикционные диски, что повысило надёжность и увеличило площадь трения. Усилие пружин понижено на 15%, ведущая звезда стала 18 зубой, вилка полностью переработана как и электрика ставшая 12 вольтовой и потребовавшая разработки нового синхронного генератора. Была изменена форма заднего фонаря со встроенными боковыми световозращателями и большей поверхностью сечения, дудки тоже заменили. Фару доработали и теперь она светила ассиметричным светом и повышала безопасность движения, за счет лучшей освещённости обочины.
1986 год, 638.0 мало чем отличался от предшественника, немного был измененным внешний вид и конструкция рамы. Многие думают это какой там люкс, который по слухам собирали в Санкт-Петербурге, это миф, Яву всегда собирали исключительно в Чехословакии и лишь позже в Чехии. А мотор звенел исключительно из-за алюминия, это не имеет отношения к ИЖ Юпитер, который тоже шумноват. 632 модель выпускали для внутреннего рынка Чехословакии. Всё одинаковое, только мотор стоял от 634, такой как и на чезет.
1989 год 638.1.03 LUX. Технически главным отличием было изменение передаточного числа, что положительно сказалось на 1 и 3 передаче и добавило комфорта на селе и в городе. Валы стали взаимозаменяемы только вместе, т.е. чтобы на предыдущую 638, то ставятся и вторичный и промежуточный вал в тандеме. Немного была изменена подвеска и форма глушителей. Плюс модель имела более едкий морковный цвет и белые наклейки вместо шильдиков.
638.1.04 TS. Твин спорт позиционировался как “более культурный” городской вариант. Отличие только во внешнем виде, прогрессивных амортизаторах чезет и другой форме наклеек.
1990 год 350-639.0 TS это всё та же предыдущая модель, из доработок дисковый тормоз, малый полуоптекатель фар, грязевой щиток стал современным, дисковые тормоза периодически перебрасывались на предыдущую модель и отсюда шла путаница.
1991 350 - 640 Style это очередная косметика внешнего вида, всё новое по внешнему виду, механика не поменялась. Считалось круче ездить на стиле чем на люксе, хотя теже яйца.
1992 год 350 – 640 Classic и Sport. Снова косметика. Больше пластика на обтекатели, 2 варианта глушитель и легкосплавные диски.
1994 639 Chopper это 639 TS только под чеппер. Гремучая смесь внешнего вида старушки, вполне элегантно, но как по мне для деревни слишком много хрома и блеска. По красоте выделяется раздельная седушка со спинкой с подушкой, срезанные глушаки, задний грязевик тоже от 634, приборная панель закрыта фальшь вставкой (потому как сильнее направлена на водителя). Затем появится ещё и следующий рестайл с баком без наклеек, и боковыми накладками в цвет кузова, а ещё позднее и с хромированной вилкой из нулевых годов.
1995 года 350 – 640 TRAMP. Этот вариант предназначался для бездорожья, пусть будет недоиндуро мотоцикл. Из доработок у трэмпа был задний маятник квадратного сечения, задние амортизаторы с прогрессивной характеристикой, высокий передний грязевой щиток, руки, катушки и свечи также были защищены щитками. Клиренс увеличили на 36 мм, увеличена цепь, задний фонарь изменился и стал уменьшенной версией 638 фонаря. Для того чтобы погонять по деревенским дорогам эта версия подходила очень даже.
В дальнейшем модель была доработана: включили раздельную систему смазки, стали устанавливать монолитную центральную опору каленвала (что убрало вечные сопли с глушаков), сцепление ставили от 634, появился электростартер, зажигание заменили на безконтактник (можно было заводить даже с севшим аккумулятором), переднюю вилку обновили и переточили на меньший диаметр и доработали уплотнение, что было всё таки недостатком 638 версий.
С нулевых маркетинг пошёл в гору и модели поделили на Премьер, Люкс и Спорт. Премьер был стоковой версией без электростартера, Спорт с 1994 года не поменялась, Люкс был приурочен к 80 летнему юбилею марки, была оснащена цифровой панелью и электростартером. Как по мне электронная панель откровенная шляпа и в дождь невидно ни черта и внешний вид ну на любителя.
350 – 640 Retro мотоцикл, который продается в Европу, к нам массового он не завозился, по крайней мере в живую я его у нас не видел. Потеряли мы не особо много, из особенностей: сиденье, задний щиток, бак взяли от 634.8.15, передний щиток от чеппера, двигатель фонари и фару, глушаки, рулевую вилку и колеса от 640, зеркала от 650, в целом это была солянка с внешним видом под старушку.