Найти тему

Стратегия – просто и быстро

Стратегия – просто и быстро

Классическая стратегия – это файл или книга толщиной 70-100 страниц. Короче не получится, потому что анализ рынка, прогноз рынка, анализ внутренней среды компании, рассмотрение стратегических альтернатив, цели, планы, «дорожные карты», стратегические карты не втиснуть в пару страниц.

Но представьте, сколько интеллектуального и оформительского труда требует подготовка такого документа. В крупных компаниях для этого есть целые отделы, которые проводят сессии и встречи, собирают данные из различных департаментов и, в конце концов, сводят все в один документ.

Но как быть малым и средним компаниям? Денег на такой департамент у них нет. А высшие менеджеры в большинстве случаев перегружены оперативной работой и не могут уделить достаточно времени стратегии. Последнее, конечно, плохо, топ-менеджеры нужны в первую очередь для стратегии и уже потом – для всего остального. Но перестройка системы управления займет годы, а стратегия нужна уже сегодня.

Если компания пойдет по классической дороге, ее работа захлебнется где-то на стадии рыночного анализа. Топ-менеджеры утонут в рутине (за которую они, чаще всего, еще и бонусы получают), и задача разработки стратегии отойдет на периферию их сознания. Проект «стратегия» забывается, и сама идея разработки стратегии дискредитируется в глазах менеджмента. Когда начальство в следующий раз вновь заговорит о стратегии, менеджеры закатят глаза и подумают: «О, это мы уже пробовали!».

Мы придумали противоядие против этой проблемы. Ведь в конце концов компании не нужна стратегия, это всего лишь инструмент. Ей нужно принимать правильные стратегические решения и воплощать их. Мы придумали инструмент и назвали его «Экспресс-стратегией».

Он состоит из двух сессий – первой, длинной, и второй, короткой. Их разделяет примерно месяц. В ходе первой сессии команда работает над следующими инструментами:

1. Анализ сегодняшней карты рынка, прогноз на будущее;

2. Анализ цепочек создания ценности для различных сегментов;

3. Проектирование будущей цепочки, с учетом будущих трендов;

4. Бизнес-модель, сегодняшняя и требуемая, с учетом прогнозов;

5. GAP-анализ разрыва между сегодняшней бизнес-моделью и требуемой;

6. «Дорожная карта» изменений на первый год.

Итогом первой сессии становятся черновики документов. В течение месяца между сессиями команда дорабатывает документы до деталей, составляет стратегический бюджет, детально прорабатывает дорожные карты. Иногда – пересматривает оргструктуру. Вторая, короткая сессия – это, в сущности, защита экспресс-стратегии, последнее обсуждение, после которого начинается реализация.

Итоговые документы не так красивы, как в классическом варианте, горизонт планирования короче – один год. Зато этот подход существенно экономит ресурсы менеджеров, и на выходе рождается план, пусть и краткосрочный, зато конкретный и реалистичный.

Если вы хотите узнать больше об инструменте «Экспресс-стратегия», перейдите по ссылке в первом комментарии: https://www.sapcons.ru/services/Ekspressstrategiya/