Для обучения летчиков на Як-1 было решено создать учебно-тренировочный истребитель.
Поначалу Як-7 с весны 1941 г. и производили как учебно-тренировочный истребитель (Як-7УТИ).
С началом войны его производство свернули, но выяснилось, что довооружив и защитив пилота Як-7 может быть истребителем, превосходя Як-1 по устойчивости и управлению.
Осенью 1941 г. самолёт начинают снова выпускать. Двигатель стоял М-105ПА Климова, позднее установили форсированную версию мотора.
Для защиты летчика установили бронеспинку, топливные баки протектировали, была создана система их заполнения нейтральным газом.
Поначалу самолёт имел всего один пулемет ШКАС, для фронта добавили ещё ШКАС и 20-мм пушку (Як-7А), потом на Як-7Б пулеметы заменят на крупнокалиберные УБС. Помимо этого установили 6 ракет и даже бомбы до 100 кг.
Скорость была невелика 471 км/ч у земли и 560 на высоте.
Выпускали мелкой серией Як-7-37 с 37-мм пушкой. И даже 45-мм пушкой.
Осталась и чисто "летающая парта" без вооружения - Як-7В.
В боях выяснилось, что в скорости и скороподьемности "седьмой" уступает Ме-109F-4. Осталось только воевать на виражах.
Як-7Б непрерывно улучшали, поставили мотор М-105ПФ, улучшили аэродинамику самолёта.
У земли и до 1000 м Як-7Б на 15-23 км/ч превосходил Ме-109 G-2. Но с больших высот приемущество переходило к немцу. Скорость советского истребителя доходила до 570 км/ч.
На фронте бригадой Яковлева произведено снижение гаргрота и установка каплевидного фонаря, что улучшило обзор сзади.
Истребитель выпускался до июля 1944 года. Выпустили более 6000 штук.