Рассказ пойдет о первых четырех модификациях Мессершмитта Bf 109 опытном, B, C, E.
До появления 109 люфтваффе пользовались Хейнкель 51 и Арадо 68, они окончательно устарели и в 1934 был объявлен конкурс на замену истребителя.
Вилли Мессершмитт создал свой вариант истребителя 109 на основе своей спортивной версии 108. В финале конкурса в 1935 г. удалось побороть истребитель Хеншеля.
Первый показ состоялся во время берлинской Олимпиады 1936 г.
109 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан, с однолонжеронным трапециевидным крылом.
На самой первой версии V1 стоял мотор 695 л. с.
Первая серийная машина называлась Ме-109B (прозвище Бруно или Берта) двигатель уже был 720 л. с., вооружен двумя пулеметами 7,92-мм.
В 1938 г. начат выпуск серии C (Цезарь). Двигатель был усилен, вооружение тоже усилили на два пулемета.
Следующая серия D (Дора) также получила улучшенный двигатель, но вооружение осталось четырех пулеметным.
В начале 1939 г. в войска пошел Ме-109Е или Эмиль. С версии Е-4 в крыльях стали устанавливать вместо пулеметов 20-мм пушки, с Е-6 у пилота появляется переднее бронестекло 58 мм, а сечение фюзеляжа прикрывает 6 мм бронеплита.
Двигатель двенадцати цилиндровый Даймлер-Бенц 601 выпускавшийся до 1942 г. и имевший мощность в разных вариантах 1300 л. с.
В небе Испании воюющий в составе Легиона Кондор Ме-109 (поставлялись опытные и серийные машины B, C, E, всего 134 единицы) столкнулся с советскими истребителями И-16 и И-15. В декабре 1936 г. Ме-109 сбивает первый самолёт.
В боях в Испании 109-й показал свое преимущество в вертикальной плоскости, в пикировании и по потолку, но советский И-16 на высотах до 3000 м обходил "мессер" на виражах.
Всего немцы заявили о сбитии 314 вражеских самолётов, потеряв при этом 40 своих Ме-109.
На деле 434 самолёта от боевых и небоевых потерь потеряла республиканская авиация.
Один Ме-109 сел на вынужденную и был подарен испанской республикой СССР.
В войне против Польши польскую авиацию быстро уничтожили и истребители занимались штурмовкой наземных целей. Большая авиационная группировка не участвовала в немецко-польской войне, а готовилась дать отпор возможному удару англичан и французов.
Тем не менее 67 Ме-109 было потеряно, в основном от огня зенитной артиллерии.
В операции против Дании и Норвегии потеряли ещё 10 машин из 50 участвовавших.
В ходе операции против Франции удалось уничтожить на аэродромах часть авиации противника, к тому же потрепать врага в воздухе, только при эвакуации союзных войск из Дюнкерка Ме-109 столкнулись со Спитфайрами, а не только с Харрикейнами и понесли существенные потери.
На больших высотах на горизонталях и Харрикейн и Спитфайр превосходили 109-й. Немецкий истребитель превосходил обе английские машины в разгоне и вертикальном маневре, особенно Харрикейн. Лучше пикировал.
Но бои над Англией показали, что истребитель на пределе дальности не мог полноценно воевать. Например, при сопровождении бомбардировщиков. За всю битву за Англию было потеряно больше 500 Ме-109.
Англичанам помогло шараханье в сфере тактики, сначала немцы хотели поразить истребительную авиацию Британии, как важный этап подготовки к высадке десанта, но потом почти победив переключили "мессеры" на сопровождение бомбардировщиков, которые в качестве "ответного удара" бомбили Лондон.
На среднеземноморском театре боевых действий и в Югославии немецкие истребители господствовали в воздухе.
Только к октябрю 1942 г. с помощью Спитфайров, которых было в два раза больше, чем 109-х британцам удалось завоевать господство в воздухе над Эмилями и Фридрихами (Ме-109F).
Ме-109 приняли участие и в боях против СССР.
Основную тяжесть вынесли при нападении на СССР истребители следующей модификации F. Эмили использовались в основном как истребители-бомбардировщики, но они могли успешно воевать с И-15, И-16 и советскими бомбардировщиками. Старые истребители могли рассчитывать только на горизонтальный маневр.
Практически на равных по скорости Эмиль был с Як-1 и ЛаГГ-3. На вертикалях быстрее был Як-1 и МиГ-3. Советским новым машинам он был вполне по зубам.